Экспертов не подпустили к авангарду в Генте

Комиссия, которая должна была установить аутентичность произведений русского авангарда из коллекции Фонда Дилегем, снятых с показа в Музее изящных искусств в Генте, не смогла начать работу

«Русский авангард» на выставке в Музее изящных искусств Гента (MSK). Фото: Архив Константина Акинши
«Русский авангард» на выставке в Музее изящных искусств Гента (MSK).
Фото: Архив Константина Акинши

Инициатором создания комиссии был министр культуры Фландрии Свен Гатц, с его подачи парламент Фландрии проголосовал за снятие картин, происхождение которых вызвало сомнения у ряда специалистов, с экспозиции музея. Тогда же Музей изящных искусств в Генте (МSK) обещал, что, раз «дискуссия о подлинности коллекции приобрела столь крупные масштабы», экспертной комиссии будет предоставлен «неограниченный доступ ко всем работам, чтобы изучение произведений проходило в спокойной обстановке». Однако эти планы не осуществились.

Дискуссия (а вернее, скандал) вокруг работ началась в середине января, когда группа ученых, кураторов и арт-дилеров назвала произведения русского авангарда, выставленные в MSK, «вызывающими множество вопросов». Работы происходят из частной коллекции Игоря и Ольги Топоровских, и музею их дал во временное пользование основанный коллекционерами Фонд Дилегем. Расследование, предпринятое журналистами, в том числе российской и английской версиями нашей газеты, привело к тому, что вынуждены были вмешаться парламент и Министерство культуры Фландрии. Музей MSK во главе с Катрин де Зегер снял работы с экспозиции, а фонд дал согласие на осмотр избранных произведений экспертами.

Директор Музея изящных искусств Гента Катрин де Зегер и Игорь Топоровский. Фото: Fondation Dieleghem
Директор Музея изящных искусств Гента Катрин де Зегер и Игорь Топоровский.
Фото: Fondation Dieleghem

Однако возглавляемая почетным профессором права Гентского университета Томасом Лейсеном комиссия не смогла получить доступ в музей. Вчера, 19 февраля, ее участники распространили заявление, в котором объявили, что останавливают свою работу. Из текста, имеющегося в распоряжении TANR, следует, что в MSK комиссию встретили адвокаты Фонда Дилегем и директора музея, Катрин де Зегер, которые, как пишут эксперты, «выдвинули новые требования, равнозначные вето, де-факто означающие, что мы не можем начать работу».

В комиссию, кроме ее главы Томаса Лейсена, входят четыре эксперта: Йохан Эрау, профессор права Гентского университета; Фредерик Лин, руководитель отдела современного искусства Королевских музеев изящных искусств в Брюсселе; Виллем Ян Рендерс, куратор русского искусства в Музее ван Аббе в Эйндховене; и Серхио Сервеллон, председатель ИКОМ Фландрии. Их задачей было не столько подтвердить или опровергнуть подлинность произведений (хотя некий технико-технологический осмотр пяти избранных картин планировался) — комиссия должна была решить, достаточно ли убедительны документы, подтверждающие аутентичность и провенанс работ, для того чтобы выставлять их в государственном музее, а также оценить тщательность, с которой MSK подходит к своим выставкам, и степень профессионализма его сотрудников.

В письме, переданном комиссии адвокатом Катрин де Зегер, выражено ее мнение о том, что «в настоящее время нет никаких оснований для независимого, беспристрастного, спокойного, научного и эффективного расследования со стороны комиссии экспертов». Комиссия согласилась, что «спокойного и эффективного» расследования действительно не получается, и, так и не начав работу, объявила о своем роспуске.

Теперь, по словам министра культуры Фландрии Свена Гатца, которого цитируют бельгийские газеты De Standaard и La Libre, вся ответственность за ситуацию лежит на городских властях Гента, в ведении которых находится музей.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+