18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Столоначальное ведомство Санкт-Петербурга

№60
Материал из газеты

В Михайловском замке открывается выставка «Екатерина Великая в стране и мире». Среди ее экспонатов — предметы мебели второй половины XVIII века, над которыми работают в секторе реставрации фанерованной мебели Русского музея под руководством Юрия Макарова

Реставрация мебели в Государственном Русском музее с 1960-х годов велась в мастерской реставрации деревянной скульптуры, руководимой известным специалистом Галиной Преображенской. Нынешний заведующий реставрационной мастерской фанерованной мебели Юрий Макаров стал работать под ее началом в 1982 году. Одним из предшественников Макарова, перенимавшего опыт старших коллег, был столяр и реставратор Русского музея Леонард Костюченко. До 2007 года мастерскую возглавлял Михаил Мукин. Выделившаяся в самостоятельное подразделение в 1990 году, ныне мастерская состоит из четырех сотрудников. В работе бывает одновременно до десятка вещей. По словам Макарова, «каждый раз это очень разные истории: так, с одним предметом мы работаем уже два года, другой поступил только месяц назад, и время работы зависит от сохранности предмета и его технологических особенностей».

К выставке о Екатерине II готовятся четыре предмета наборного дерева, датируемые XVIII веком: два стола-«бобика», ломберный стол и бюро. Работа над одним из столов-«бобиков», чью столешницу украшает симметричная орнаментальная композиция в виде вазы с букетом, идет около полугода. Много интересного открылось уже в процессе реставрации. Из нескольких типов инкрустации в нем использована мало распространенная техника, часто приписываемая немецкой мебельной школе. В отличие от маркетри, когда набор из кусочков дерева готовился заранее по рисунку и затем полностью переносился на основу стола, здесь рисунок прорубался в глубину фанерованной поверхности. 

Поступивший на реставрацию стол был покрыт толстым слоем позднего потемневшего лака. На реставрационном совете было принято решение смыть его, и тогда открылась древесина набора столешницы. Стало ясно, что «бобик» претерпел как минимум две капитальные реставрации — это было видно по разным породам древесины, вставленным взамен первоначальной. Отклеив от основы и заменив чужеродные, очень неудачные части фона и рисунка, реставраторы обнаружили сохранившиеся авторские следы резца, которые игнорировались при поздней переделке, из-за чего был искажен рисунок инкрустации. Ориентируясь на симметричную сторону изображения, восстановили элементы орнамента стола-«бобика» в первоначальном виде.

Однако столь глубокое внедрение в структуру памятника скорее исключение, чем правило. Например, другой предмет — очень красивое бюро с изображением видов Твери на крышке, выполненное в классической технике маркетри, — нуждался только в подклейке отслоившейся фанеры. Известное «Тверское бюро» — цельная вещь, инкрустированная со всех сторон и сделанная, вероятнее всего, одним мастером. На бюро стоит дата «1779 год» и написаны названия русских городов, благоустроенных Екатериной II по единому плану. Мемориальное значение «Тверского бюро» несомненно; предположительно, это мог быть подарок императрице. Внутри здесь сложная конструкция со множеством дверец и ящичков. «Их удивительно приятно рассматривать и каждый раз с ними разбираться», — рассказывает Макаров. Все ящички выдвигаются, и, чем глубже они находятся, тем лучше сохранились.

Современному зрителю вещи XVIII века обычно представляются в приглушенных тонах. Цвет древесины меняется из-за того, что поверхность выгорает на свету. Обычно она светло-коричневая с желтовато-кремовым оттенком, но чем глубже, тем холоднее цвета. Гамма мебели XVIII века была очень яркой: зеленые, желтые, красные, коричневые цвета — и результат искусственного травления, и природная окраска дерева. «Каждый раз этому удивляешься и понимаешь, что лучшее, что можно сделать, — сохранить красоту в неизменном виде», — признается реставратор.

В секторе химико-биологических исследований Русского музея усилиями Надежды Соловьевой сейчас налажен анализ древесины, распознать породу и особенности строения можно на клеточном уровне по микросрезам в 1–2 мм. Сложнее анализировать органические составляющие лаковых покрытий. В работе мастерской совмещаются старые и современные материалы и техники, но все делается «сообразно цели»: реставраторы стараются не смешивать в одном предмете разные техники и продолжают одну технологическую линию. «Всегда работает принцип необходимой достаточности: с предметом не делается ничего, что можно не делать», — говорит Макаров.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+