Столоначальное ведомство Санкт-Петербурга

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

В Михайловском замке открывается выставка «Екатерина Великая в стране и мире». Среди ее экспонатов — предметы мебели второй половины XVIII века, над которыми работают в секторе реставрации фанерованной мебели Русского музея под руководством Юрия Макарова

В процессе реставрации стола-«бобика» удалось устранить чужеродные элементы и восстановить первоначальный инкрустированный орнамент, выполненный в редкой для России технике. Фото: Архив Юрия Макарова
В процессе реставрации стола-«бобика» удалось устранить чужеродные элементы и восстановить первоначальный инкрустированный орнамент, выполненный в редкой для России технике.
Фото: Архив Юрия Макарова

Реставрация мебели в Государственном Русском музее с 1960-х годов велась в мастерской реставрации деревянной скульптуры, руководимой известным специалистом Галиной Преображенской. Нынешний заведующий реставрационной мастерской фанерованной мебели Юрий Макаров стал работать под ее началом в 1982 году. Одним из предшественников Макарова, перенимавшего опыт старших коллег, был столяр и реставратор Русского музея Леонард Костюченко. До 2007 года мастерскую возглавлял Михаил Мукин. Выделившаяся в самостоятельное подразделение в 1990 году, ныне мастерская состоит из четырех сотрудников. В работе бывает одновременно до десятка вещей. По словам Макарова, «каждый раз это очень разные истории: так, с одним предметом мы работаем уже два года, другой поступил только месяц назад, и время работы зависит от сохранности предмета и его технологических особенностей».

К выставке о Екатерине II готовятся четыре предмета наборного дерева, датируемые XVIII веком: два стола-«бобика», ломберный стол и бюро. Работа над одним из столов-«бобиков», чью столешницу украшает симметричная орнаментальная композиция в виде вазы с букетом, идет около полугода. Много интересного открылось уже в процессе реставрации. Из нескольких типов инкрустации в нем использована мало распространенная техника, часто приписываемая немецкой мебельной школе. В отличие от маркетри, когда набор из кусочков дерева готовился заранее по рисунку и затем полностью переносился на основу стола, здесь рисунок прорубался в глубину фанерованной поверхности. 

Стефано Торелли. «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств». 1770. Фото: Государственный Русский музей
Стефано Торелли. «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств». 1770.
Фото: Государственный Русский музей

Поступивший на реставрацию стол был покрыт толстым слоем позднего потемневшего лака. На реставрационном совете было принято решение смыть его, и тогда открылась древесина набора столешницы. Стало ясно, что «бобик» претерпел как минимум две капитальные реставрации — это было видно по разным породам древесины, вставленным взамен первоначальной. Отклеив от основы и заменив чужеродные, очень неудачные части фона и рисунка, реставраторы обнаружили сохранившиеся авторские следы резца, которые игнорировались при поздней переделке, из-за чего был искажен рисунок инкрустации. Ориентируясь на симметричную сторону изображения, восстановили элементы орнамента стола-«бобика» в первоначальном виде.

Однако столь глубокое внедрение в структуру памятника скорее исключение, чем правило. Например, другой предмет — очень красивое бюро с изображением видов Твери на крышке, выполненное в классической технике маркетри, — нуждался только в подклейке отслоившейся фанеры. Известное «Тверское бюро» — цельная вещь, инкрустированная со всех сторон и сделанная, вероятнее всего, одним мастером. На бюро стоит дата «1779 год» и написаны названия русских городов, благоустроенных Екатериной II по единому плану. Мемориальное значение «Тверского бюро» несомненно; предположительно, это мог быть подарок императрице. Внутри здесь сложная конструкция со множеством дверец и ящичков. «Их удивительно приятно рассматривать и каждый раз с ними разбираться», — рассказывает Макаров. Все ящички выдвигаются, и, чем глубже они находятся, тем лучше сохранились.

Современному зрителю вещи XVIII века обычно представляются в приглушенных тонах. Цвет древесины меняется из-за того, что поверхность выгорает на свету. Обычно она светло-коричневая с желтовато-кремовым оттенком, но чем глубже, тем холоднее цвета. Гамма мебели XVIII века была очень яркой: зеленые, желтые, красные, коричневые цвета — и результат искусственного травления, и природная окраска дерева. «Каждый раз этому удивляешься и понимаешь, что лучшее, что можно сделать, — сохранить красоту в неизменном виде», — признается реставратор.

В секторе химико-биологических исследований Русского музея усилиями Надежды Соловьевой сейчас налажен анализ древесины, распознать породу и особенности строения можно на клеточном уровне по микросрезам в 1–2 мм. Сложнее анализировать органические составляющие лаковых покрытий. В работе мастерской совмещаются старые и современные материалы и техники, но все делается «сообразно цели»: реставраторы стараются не смешивать в одном предмете разные техники и продолжают одну технологическую линию. «Всегда работает принцип необходимой достаточности: с предметом не делается ничего, что можно не делать», — говорит Макаров.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+