18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей покажет галерею портретов Екатерины II

№60
Материал из газеты

Более 500 произведений с изображением императрицы, в том числе около 20 портретов, объединены в выставку из музейной серии «Сага о Романовых»

Большая выставка, более 500 произведений, об императрице из музейной серии «Сага о Романовых», включающая живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, интересна прежде всего показом двух десятков портретов Екатерины II. Известный исследователь русского гравированного портрета Дмитрий Ровинский собрал более 500 ее изображений, выявив 14 типов у разных художников. Многие копировались и гравировались. Современные исследователи выделяют типы Федора Рокотова, Александра Рослина, Пьетро Ротари, Вигилиуса Эриксена и комбинации Рокотов (голова) — Рослин (все остальное).

В первую очередь любопытны «исходники» из собрания Русского музея. На портрете Эриксена (после 1762 года) императрица изображена в мундире Преображенского полка на коне Бриллианте. На портрете Михаила Шибанова 1787 года — в красном дорожном костюме и соболиной шапке со шлыком. Полотно Дмитрия Левицкого «Императрица Екатерина II в храме богини Правосудия» (1783) создано по программе, сочиненной Николаем Львовым, архитектором и литератором, человеком эпохи Просвещения. Продумано все: от лаврового венца, знака богов, вместо привычной короны до жезла Меркурия, аллегории защитницы торговли. Федор Рокотов изобразил государыню в горностаевой мантии с георгиевской лентой по случаю учреждения ордена Святого Георгия.

Крепостной художник Иван Аргунов писал Екатерину не с натуры, а по типу Ротари, но в 1762 году стал автором первого императорского портрета. Другой коронационный портрет, Стефано Торелли, где Екатерина изображена в большой короне от Позье, создан чуть позднее, между 1763–1766 годами, и получился суше и официальнее.

Галерею образов Екатерины Великой завершает портрет Иоганна Баптиста Лампи Старшего (1793). И после 30 с лишним лет царствования императрицу беспокоила легитимность ее нахождения у власти. Левой рукой она указывает на портрет Петра I как своего предшественника, рядом с ней установлены фигуры льва и орла, символы власти, а за ее спиной — аллегорические женские фигуры: Сила с колонной и Благоразумие со змеей и зеркалом.  

Русский музей
Екатерина Великая в стране и мире
16 февраля – 28 мая

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+