18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей покажет галерею портретов Екатерины II

№60, февраль 2018
№60
Материал из газеты

Более 500 произведений с изображением императрицы, в том числе около 20 портретов, объединены в выставку из музейной серии «Сага о Романовых»

Федот Шубин. «Портрет Екатерины II». 1792–1794. Фото: Государственный Русский музей
Федот Шубин. «Портрет Екатерины II». 1792–1794.
Фото: Государственный Русский музей

Большая выставка, более 500 произведений, об императрице из музейной серии «Сага о Романовых», включающая живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, интересна прежде всего показом двух десятков портретов Екатерины II. Известный исследователь русского гравированного портрета Дмитрий Ровинский собрал более 500 ее изображений, выявив 14 типов у разных художников. Многие копировались и гравировались. Современные исследователи выделяют типы Федора Рокотова, Александра Рослина, Пьетро Ротари, Вигилиуса Эриксена и комбинации Рокотов (голова) — Рослин (все остальное).

В первую очередь любопытны «исходники» из собрания Русского музея. На портрете Эриксена (после 1762 года) императрица изображена в мундире Преображенского полка на коне Бриллианте. На портрете Михаила Шибанова 1787 года — в красном дорожном костюме и соболиной шапке со шлыком. Полотно Дмитрия Левицкого «Императрица Екатерина II в храме богини Правосудия» (1783) создано по программе, сочиненной Николаем Львовым, архитектором и литератором, человеком эпохи Просвещения. Продумано все: от лаврового венца, знака богов, вместо привычной короны до жезла Меркурия, аллегории защитницы торговли. Федор Рокотов изобразил государыню в горностаевой мантии с георгиевской лентой по случаю учреждения ордена Святого Георгия.

Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины II». 1782. Фото: Государственный Русский музей
Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины II». 1782.
Фото: Государственный Русский музей

Крепостной художник Иван Аргунов писал Екатерину не с натуры, а по типу Ротари, но в 1762 году стал автором первого императорского портрета. Другой коронационный портрет, Стефано Торелли, где Екатерина изображена в большой короне от Позье, создан чуть позднее, между 1763–1766 годами, и получился суше и официальнее.

Галерею образов Екатерины Великой завершает портрет Иоганна Баптиста Лампи Старшего (1793). И после 30 с лишним лет царствования императрицу беспокоила легитимность ее нахождения у власти. Левой рукой она указывает на портрет Петра I как своего предшественника, рядом с ней установлены фигуры льва и орла, символы власти, а за ее спиной — аллегорические женские фигуры: Сила с колонной и Благоразумие со змеей и зеркалом.  

Русский музей
Екатерина Великая в стране и мире
16 февраля – 28 мая

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
Отличаясь утонченным вкусом, супруга Николая I окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства. Многие из них прибыли в Москву из Петергофа, где императрица провела свои самые счастливые годы
01.11.2023
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
3
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
Куратор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге, сооснователь Фонда поддержки и развития современного коллекционирования «Новые коллекционеры», экс-директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала нам о планах далеких и ближайших
01.11.2023
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
4
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
5
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
6
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
7
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+