18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Виртуальным искусством заинтересовались коллекционеры

№60
Материал из газеты

С приходом в эту сферу коллекционеров и ростом цен все более актуальными становятся вопросы авторского права, тем более что над созданием VR-произведений обычно работает сразу несколько специалистов разного профиля

Сегодня виртуальное искусство уже перестало быть курьезом, интересующим исключительно программистов-гиков. Такие художники, как Пол Маккарти, Марина Абрамович и Джефф Кунс, начинают создавать произведения в виртуальной реальности (VR), а появляющиеся один за другим технологические стартапы предлагают все новые платформы для их распространения и продажи. Но с приходом в эту сферу коллекционеров и ростом цен возникают некоторые юридические и этические вопросы, в том числе о том, кому принадлежит такое искусство, как защитить свои произведения и кто имеет право размещать их в общественном виртуальном пространстве.

В конце 2017 года лондонская фирма Acute Art запустила виртуальную галерею с новой работой Олафура Элиассона «Радуга», имитирующей это явление природы. Произведение могут посмотреть те, кто оплатит членство в клубе галереи за $9,99 в месяц или $29,99 в год. Члены клуба используют собственные VR-гарнитуры.

По словам главного технолога Acute Art Дадо Валентича, в ближайшие месяцы на такой же основе будут представлены произведения Абрамович, Кунса, Аниша Капура, Натали Юрберг, Энтони Гормли и Мэта Коллишоу. Некоторые из работ, например «Радуга» Элиассона, находятся в совместной собственности художников и Acute Art. Для датско-исландского художника, в мастерской которого работает несколько программистов, сотрудничество принципиально важно. «Я хочу показывать свое творчество на разных платформах, но при этом оно должно быть доступным. Технологии быстро развиваются, и я не хочу ограничиваться каким-то одним решением», — говорит Элиассон.

Связанные с авторскими правами вопросы могут дополнительно усложняться тем, что в работе над VR-произведениями участвует несколько специалистов, от программистов до дизайнеров. Регистрация авторских прав на код может быть затруднительной — и нежелательной для художников. «Можно зарегистрировать авторские права на исходный код программы как на литературное произведение; кроме того, создающаяся на основе исходного кода эстетическая форма является другим слоем произведения, права на которое тоже можно зарегистрировать, — объясняет Кэтрин Льюис, юрист из нью-йоркской фирмы Meister Seelig & Fein. — Однако некоторые разработчики не спешат обращаться в бюро регистрации авторских прав, поскольку это делает их коды публичной информацией, что по сути равноценно раскрытию профессиональной тайны».

Вышедший на рынок на Венецианской биеннале этого года производитель VR-продукции Khora Contemporary предлагает модель, отличную от Acute Art. Копенгагенская фирма заказывает и создает произведения совместно с художниками и их галереями, причем за продажи отвечают последние. Среди работавших по этой схеме художников — Маккарти, Кристиан Леммерц, Эрик Паркер и Юй Хун. Их творчество оценивается в диапазоне от $15 тыс. до $300 тыс. (за произведение Маккарти, которое можно увидеть в Hauser & Wirth и Xavier Hufkens), а производственные расходы составляют от $15 тыс. до $50 тыс. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+