Куда пойти на новогодние каникулы?

Московские музеи будут работать почти без выходных, так что остается только выбрать, на что посмотреть: классику или современность, видео или живопись

Новая Третьяковка

Посетители на презентации основного проекта VII Московской международной биеннале современного искусства «Заоблачные леса» в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Посетители на презентации основного проекта VII Московской международной биеннале современного искусства «Заоблачные леса» в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

7-я Московская биеннале современного искусства в Третьяковке на Крымском Валу — главное интерактивное удовольствие каникул. Прежде всего благодаря отдельному разделу с фантастическими видео исландской певицы и художницы Бьорк. Натянув на голову очки виртуальной реальности, можно оказаться внутри сырых исландских пещер или на обдуваемом ветрами пляже Рейкьявика, а также получить сомнительное удовольствие, разглядывая изнутри глотку певицы, пережившей болезненную операцию по удалению миндалин. Однако после рассказа гидов о том, как тяжело Бьорк дался разрыв с художником Мэтью Барни (его скучноватые работы из меди на биеннале тоже есть), экспозиция начинает напоминать руководство по залечиванию душевных ран. Видео от зала к залу становятся всё фантастичней — можно полетать в космосе, окунуться в мутные морские глубины. И если смелость позволит, зашить с помощью управляемых джойстиков огромную рану на сердце певицы. Для любителей более традиционных форм искусства этажом ниже работает выставка «Некто 1917» с работами художников начала ХХ века и интересной специальной программой, в которой, в частности, значится показ фильмов Якова Протазанова ровно на старый Новый год.

30, 31 декабря — рабочие дни до 18:00, 1 января — нерабочий день, 2–7 января — рабочие дни по установленному графику.


Мультимедиа Арт Музей, Москва

Главная праздничная зона Мультимедиа Арт Музея — выставка Бориса Кустодиева. Фото: Мультимедиа Арт Музей
Главная праздничная зона Мультимедиа Арт Музея — выставка Бориса Кустодиева.
Фото: Мультимедиа Арт Музей

Главная праздничная зона Мультимедиа Арт Музея — выставка Бориса Кустодиева. Более половины работ на ней — снимки, 140 кадров, которые делал сам художник, неистовый фотолюбитель. Этот архив счастливых лиц напоминает о светлом периоде жизни до того, как болезнь позвоночника приковала автора к инвалидному креслу. А пока он много путешествует вместе со своей женой Юлией Прошинской по Астрахани, Кинешме, а потом и по Парижу, пишет нарядные пейзажи вроде астраханского, где застыли у воды обнаженные купальщицы, катается в лодочке влюбленная пара, франт заигрывает с девушками на мосту и повсюду гуляет счастливый народ. На других картинах тоже праздники, от Масленицы до открытия выездного театра, тут и там — пестрые базары и надувные шарики. «Кустодиевская женщина» в привычном понимании изображена на выставке всего лишь на одной картине, зато утонченная и изящная супруга художника много раз: на фотоснимках она спит, гуляет, с детьми в четвертом ряду вторая слева, но всегда прекрасна.

29 декабря в музее пройдет вечер кино: показ фильма «Вечеринка» культовой Салли Поттер и «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки. А в январе пройдут занятия с детьми, посвященные празднованию Рождества по всему миру.

Выходные — 31 декабря и 1 января, со 2 по 7 января — в обычном режиме и бесплатно, с 8 января — платно.


Музей современного искусства «Гараж»

«Гараж». Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Фрагмент инсталляции «Накано Бродвей». 2017. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
«Гараж». Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Фрагмент инсталляции «Накано Бродвей». 2017.
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Ледяной дождь этой зимой москвичам еще надоест, а вот выставка японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь», кажется, никогда. К ней ведут все дороги: и с Московской биеннале, которая совсем рядом, в Новой Третьяковке, и с новогоднего катка в Парке Горького, и из отличного книжно-сувенирного музейного магазина, чтобы еще разок насладиться ярким миром «каваи». Детей можно отправить смотреть фрагменты аниме на планшетах, вновь и вновь гулять среди героев мультяшек и, словно Алиса в Зазеркалье, говорить со скульптурами улыбающихся цветов. В то время как взрослые со всей серьезностью могут обратиться к экспозиции «Асоби и Кадзари» с изящными шелковыми свитками Cёэнсая Ёвы из коллекции ГМИИ им. Пушкина, не менее изобретательно изобразившего множество бабочек и переплетающихся мифических существ, только в позапрошлом веке. В проекте «Арт-эксперимент. Лаборатория земного выживания» можно попробовать себя в качестве «хакера» естественных наук. Все каникулы в музее проходит показ классика японского андеграундного кино Масао Адати.

Музей будет закрыт 31 декабря и 1 января, в остальное время работает в обычном режиме до 22:00.


ГМИИ им. А.С.Пушкина

В ГМИИ им. А.С.Пушкина можно посмотреть выставку «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина» и рестроспективу Хаима Сутина. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
В ГМИИ им. А.С.Пушкина можно посмотреть выставку «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина» и рестроспективу Хаима Сутина.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставке Густава Климта и Эгона Шиле в ГМИИ присвоили возрастной ценз 18+, но, кажется, все старшеклассники и студенты прогуливали зимние контрольные именно здесь. Язык тела в графике выдающихся представителей австрийского экспрессионизма, по 50 листов того и другого, привлекателен и выразительностью линий, и драматической напряженностью. Изысканная выставка завершится уже 14 января, поэтому прогуляться по ней на зимних каникулах нужно обязательно. Напомним, музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в музее тоже завершается — 29 декабря сыграют Дебюсси, Шопена и Рахманинова.

Все здания музея работают 31 декабря до 19:00, 1 января — выходной, со 2 по 7 января Главное здание и Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков работают в обычном режиме (вт., ср., сб., вс. с 11:00 до 20:00; чт., пт. с 11:00 до 21:00).


Фонд культуры «Екатерина»

В Фонде культуры «Екатерина» проходит выставка «Удел человеческий» — третья часть кураторской серии Виктора Мизиано. Фото: Фонд культуры «Екатерина»
В Фонде культуры «Екатерина» проходит выставка «Удел человеческий» — третья часть кураторской серии Виктора Мизиано.
Фото: Фонд культуры «Екатерина»

Теме памяти и прошлого (когда, как не под Новый год, подумать об этом?) посвящена выставка «Удел человеческий» — третья часть кураторской серии Виктора Мизиано и, по мнению некоторых критиков, наиболее впечатляющая. На входе зрителя пытаются обмануть трогательностью музыкальной шкатулки, играющей сказочную мелодию, и миловидными детьми на видео албанца Адриана Пачи. Однако кто говорил, что вспоминать, неважно, о политическом режиме или отношениях с родителями, не будет больно? Впрочем, диалог с искусством целителен. Оно заставит посмеяться, как над видео Фернандо Санчеса, где мелькает голова свергнутого бразильского вождя, которую закапывают, швыряют с горы, выбрасывают из машины под музыку Генделя и Брамса. Или пуститься в пляс, словно герой театра теней Уильяма Кентриджа — комрад, отплясывающий гопак. Можно погрузиться в ностальгию по детству, рассматривая инсталляции из мебели Катрины Нейбурга. В любом случае почти психотерапевтический сеанс от 16 художников из разных стран настроит на решительность в наступающем году.

31 декабря, 1 января — выходные дни, далее по обычному расписанию.


Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля. Выставка «Владыки океана». (На фото: Неизвестный художник. «Портрет Афонсу д’Албукерке, вице-короля Индии». Индия, Гоа, 1545–1548. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон). Фото: Museu National de Arte Antiga/ Luisa Oliveira, José Paulo Ruas 2015/ Direção-Geral do Património Cultural/Arquivo de Documentação Fotográfica (DGPC/ADF)
Музеи Московского Кремля. Выставка «Владыки океана». (На
Фото: Неизвестный художник. «Портрет Афонсу д’Албукерке, вице-короля Индии». Индия, Гоа, 1545–1548. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон). Фото: Museu National de Arte Antiga/ Luisa Oliveira, José Paulo Ruas 2015/ Direção-Geral do Património Cultural/Arquivo de Documentação Fotográfica (DGPC/ADF)

Пересматривать приключения мореплавателей, стремящихся на своих кораблях по лазурному морю за сокровищами, — не стыдно, особенно в канун Нового года. Еще лучше посмотреть на сами сокровища, за которые удостоенные почестей опытные властители морей португальского происхождения (португальцы — «владыки океана», об этом напоминает название выставки) сражались на воде, собственными глазами. Это можно сделать в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы. Во-первых, это познавательно. Можно узнать, что объединяет шкатулку в виде головы святого Франциска, статуэтку младенца Иисуса из слоновой кости и реликварий из Гоа (спойлер — иезуиты, учредившие на Гоа колледж своего имени). Во-вторых, ослепительно: кругом алмазные броши, серебряные блюда, колье и серьги в бархатных чехлах.

31 декабря архитектурный ансамбль Соборной площади и Оружейная палата работают до 16:00, 1 января музеи работают с 12:00 до 18:00. Проход на территорию Соборной площади может быть ограничен в связи с проведением детских новогодних представлений в Государственном Кремлевском дворце, следите за информацией на сайте.


Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей и центр толерантности. Выставка «Эль Лисицкий». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Еврейский музей и центр толерантности. Выставка «Эль Лисицкий».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Часть грандиозной выставки звезды русского авангарда, художника, графика, дизайнера Эль Лисицкого проходит до 18 февраля именно здесь.

Главный дизайнер «новой жизни XX века», строящий мир по принципам авангарда, своим примером доказывает, что каждый человек в силах сконструировать новую реальность, — Новый год прекрасный повод задуматься об этом. Творческий импульс Лисицкий черпал из еврейской национальной культуры: иллюстрировал книги на идиш, участвовал в сообществе «Культур-Лига», целью которого было создание нового еврейского искусства. Чтобы посмотреть на рисунки Лисицкого к детским сказкам и легендам, роспись синагог, обложки к журналу «СССР на стройке» и знаменитые «фигурины», эскизы машин, заменяющих актеров в театрах, — идите в Еврейский музей. А за живописью и проунами — в Третьяковку на Крымском Валу, их впервые привезли сюда из музеев Германии, Франции и Национального музея искусств Азербайджана. На официальном сайте проекта стоит скачать аудиогид, записанный Аленой Долецкой. Пока вы будете ходить из зала в зал, она прочтет письма Лисицкого к его жене Софи Кюпперс, объяснит, почему любимым инструментом художника был циркуль и как созревали в его голове мысли о «горизонтальных небоскребах» у Никитских ворот.

С 30 декабря по 2 января музей не работает, далее — по обычному графику.




Музей декоративно-прикладного и народного искусства

Как сервировать новогодний стол или организовать новогоднее угощение, можно узнать на выставке «Русское застолье» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Фото: ВМДПНИ
Как сервировать новогодний стол или организовать новогоднее угощение, можно узнать на выставке «Русское застолье» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Фото: ВМДПНИ

За идеями, как сервировать новогодний стол или организовать новогоднее угощение, можно обратится к выставке «Русское застолье» в Музее декоративно-прикладного искусства. Культура еды в стране менялась вслед за эпохами, но хороший фарфор — это всегда хороший фарфор, изысканная и нужная вещь. Здесь также показаны атрибуты купеческого гостеприимства, редкие сюжеты крестьянских застолий в предметах народных промыслов, наконец, необычные столовые приборы, о которых пора, наконец, узнать. Прокачать свой уровень гостеприимства никогда не помешает.

31 декабря до 15:00, 1 января — выходной, со 2 января в обычном режиме.


Московский музей современного искусства

Московский музей современного искусства. Персональная выставка Таус Махачевой «Облако, зацепившееся за гору». Фото: MMOMA
Московский музей современного искусства. Персональная выставка Таус Махачевой «Облако, зацепившееся за гору».
Фото: MMOMA

Новогоднее заявление от художницы, лауреата художественных премий Таус Махачевой гласит: «Не витайте в облаках!» Супер-Таус не оставляет сомнений: на твердое женское плечо всегда можно опереться, оно выдержит и глыбы, и валуны, и огромные памятники. На выставке можно посмотреть на приятное: на мужчин и на великолепные кавказские пейзажи, чего стоит только одетый в черное канатоходец, балансирующий над дагестанским ущельем. В рамках еще одной проходящей в ММОМА  выставки «Модернизм без манифеста» музей устраивает кинопоказы советских фильмов в кинотеатре  «Иллюзион». До 28 января для зрителей подготовлена ежедневная плотная программа.

31 декабря, 1 и 8 января музей не работает. Со 2 по 7 января музей работает бесплатно в обычном режиме.


Институт русского реалистического искусства

Институт русского реалистического искусства. Выставка «На краю цвета. Владимирская школа живописи». Ким Бритов. «Март. Гости приехали». 1996. Фото: ИРРИ
Институт русского реалистического искусства. Выставка «На краю цвета. Владимирская школа живописи». Ким Бритов. «Март. Гости приехали». 1996.
Фото: ИРРИ

Про мстерскую лаковую миниатюру Владимирской области исследователи декоративно-прикладного искусства неизменно пишут, что она создает неповторимую атмосферу праздника. А вдохновленные этой миниатюрой работы художников владимирской школы Кима Бритова, Владимира Юкина, Валерия Кокурина — тем более. Линия горизонта в пейзажах завышена (в подражание иконописи), а неба почти нет. Зато снег или усеянное цветами поле расцвечены переливами цветов от сиреневого до лимонного, от лазурного до вишневого, а вылепленные густой краской мазки ощутимы почти физически. Сочный колорит владимирцев доведет уровень цветового насыщения в новогодние праздники до максимума. Всех детей 5 января ждет новогодний иммерсивный спектакль «Таинственный лес».

31 декабря и 1 января музей закрыт, далее — по обычному расписанию.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+