18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Право на величие утверждает выставка в Баку

Центр Yarat, оплот международного современного искусства в регионе, открыл выставку «Разрушаясь, стремимся ввысь». Главный редактор TANR Милена Орлова поделилась своими впечатлениями о проекте

Поэтическое название «Разрушаясь, стремимся ввысь» не обманывает: пятеро художников из разных стран, среди которых такие звезды, как Ян Фабр и Гошка Мацуга, в монументальных работах представили свое видение нынешнего состояния мира, который и цепляется за прошлое, и пытается двигаться вперед.

Несколько туманная концепция кураторов Суад Гараевой-Малеки и арт-директора центра Yarat Бьерна Гельдхофа, где упоминаются энтропия, растерянность, забвение, в данном случае, скорее, на пользу выставке — череда странных и впечатляющих образов складывается в замысловатый пазл, в котором перемешаны роботы и бюсты Маркса — Энгельса, скарабеи и первобытные наконечники стрел, спасательные шлюпки и мраморные статуи. Все это напоминает об обломках цивилизации, выброшенных на берег после какого-то грандиозного крушения.

Сам состав участников выставки тоже выглядит живописно: Ян Фабр, знаменитый бельгиец; Важико Чачхиани, родом из Тбилиси, живет в Берлине; Стивен Г. Родс, американец, из Лос-Анджелеса; Реза Арамеш, иранец; Гошка Мацуга, полька, оба живут в Лондоне. Все они приехали на вернисаж пообщаться с местной публикой.

Некоммерческая организация Yarat (по-азербайджански «твори») была основана в 2011 году Аидой Махмудовой и сегодня в Азербайджане и на прилегающих территориях играет ту же роль проводника мировых трендов в искусстве, что и, например, московский музей «Гараж». В 2015 году Yarat обосновался в отреставрированном судостроительном заводе на берегу моря. Помимо основного выставочного пространства, в состав Yarat входят экспериментальная студия для азербайджанских художников, галерея, арт-резиденции (11 мастерских) и образовательная программа.

Самое грандиозное произведение на выставке — это занавес (7х15 м) цвета синей шариковой ручки, перекрывающий высоту цеха бывшего советского судостроительного завода. Автор, Ян Фабр, прославившийся в России после выставки в Эрмитаже, вызвавшей бурную реакцию зрителей, охотно рассказал TANR о своем шедевре под названием «Дорога от земли к звездам не вымощена».

«Это работа 1987 года, она сделана шариковыми ручками. Это было время, когда я спрашивал себя: что такое рисование? Обычно это несколько линий, какие-то подготовительные наброски, скетчи, например для скульптуры. Я решил сделать наоборот — создать нечто монументальное в рисунке. Здесь 10 тыс. линий. Их можно видеть и на лицевой стороне, и на обороте, то есть рисунок как бы становится скульптурой. Двадцать моих ассистентов три месяца зарисовывали на этом полотне следы насекомых — это были скарабеи. С обратной стороны — скульптуры бычьих голов, они поддерживают полотно. Вглядитесь, и вы увидите разные силуэты на холсте — внутри этой работы много смыслов». Мерцающее синевой и слегка колышущееся полотнище дает ощущение горизонта — то ли неба, то ли моря.

В следующем зале выстроена такая же огромная деревянная клетка, затянутая целлофаном, набитая всяким старым жалким скарбом, подсвеченная и озвученная полицейскими мигалками. По углам зала расставлены вздыбленные резиновые лодки, движущиеся, как будто преодолевая штормовые волны, с фигурами гребцов — зловещих садовых гномов, и тотемные столбы, при ближайшем рассмотрении оказывающиеся составленными из восковых младенческих головок. Расположенные внутри экраны транслируют издевательски веселые телешоу и бодрую рекламу. Даже без пояснений понятно, что автор этой инсталляции Стивен Г. Родс описывает последствия какой-то грандиозной катастрофы, причем не только метафорической. В основе инсталляции — бедствия его родной Луизианы, которые не кончились с ураганом «Катрина», почти уничтожившим Новый Орлеан. Но взгляд художника распространяется и куда шире американского континента, он напоминает о судьбах многих несчастных, лишившихся своего имущества и прозябающих в лагерях для беженцев по всему свету. Эта работа, впервые показанная на последней Стамбульской биеннале, носит длинное саркастическое название «Добро пожаловать в Ассампшен, или Частная бедность и ее дружки», причем Assumption — это и название особо пострадавшего городка в Луизиане, и слово, которое переводится как «успение» и как «лицемерие».

Не слишком благополучные, хотя и прекрасные пейзажи современной Грузии появляются в фильме «Зима, которой не было» Важико Чачхиани. Его герой, похожий на постаревшего Мимино, цепляет к своему грузовику выловленную в море статую неопознаваемого деятеля эпохи социализма и едет с ней по дороге вдоль полей, гор и обшарпанных пятиэтажек. В пути памятник теряет сначала лицо (его буквально стирает об асфальт), потом голову, а потом и вовсе рассыпается в прах. Хотя мы все видели немало эффектных эпизодов свержения опостылевших истуканов, эта история расставания с прошлым все равно ранит.

Советские артефакты квартируют и в инсталляции Гошки Мацуги «До начала и после конца». Настольные гипсовые Маркс — Энгельс, резной деревянный сувенир к 50-летию Азербайджанской ССР наряду со средневековым манускриптом сочинений знаменитого арабского врача Абуль-Хасима Захрави и древними статуэтками были позаимствованы у местных музеев. «Эта работа уже показывалась в Фонде Prada в Милане, и я специально прошу кураторов подобрать мне объекты, которые происходят из конкретного места, чтобы вплести локальную историю в общую канву, — рассказывает художница. — Но переписку Альберта Эйнштейна и Зигмунда Фрейда, которую вы можете видеть в инсталляции, я сохраняю во всех вариантах работы».

Все эти интересные предметы расставлены на длинных, десятиметровых столах с разложенными на них бумажными свитками. Они испещрены всевозможными рисунками, тоже, кстати, сделанными шариковой ручкой. Тут и созвездия, и формулы, и тексты, орнаменты и изображения детей. Кажется, что кто-то, как студент, решил составить конспект всей человеческой мудрости, от Древнего Египта до наших дней. Фокус состоит в том, что рисунки сделаны не рукой человека, а роботами (соавтором Мацуги выступил сконструировавший их Патрик Трессет). Это обстоятельство дает неожиданный поворот размышлениям о нашей цивилизации и о том, где она кончается и начинается в другом качестве. Забавно, что росчерки ассистентов Фабра скорее можно принять за работу роботов, чем наброски, сделанные умными машинами Трессета. Хотя и у Фабра это искусство не совсем человеческое, ведь линии следуют за движениями жуков.

Обманчивыми оказываются и статуи полуобнаженных юношей из каррарского мрамора, в полтора человеческих роста, Резы Арамеша. И материалом, и тщательной проработкой, да и названием «Участок осени: исследования ренессансного сада», они вроде бы следуют традиции классической скульптуры и на первый взгляд напоминают вариации на тему фигур рабов, известную со времен Древнего Рима. Однако не все так просто. Художник не лепит с моделей в студии, а инсценирует в скульптуре отрывки из видеозаписей криминальных новостей, превращая конкретных героев в символы современного страдания, насилия и унижения. Одна из фигур, с мешком на голове, обозначена как «В пять часов в среду 9 июля 2014 года»; над другим персонажем, со связанными руками, измывались в «воскресенье, в 18:20, 2 апреля 2006 года».

И эта работа, и другие произведения на выставке, ставившей, помимо прочего, своей задачей рассмотреть понятие монументальности в современном искусстве, обладают интригующей двойственностью. Несмотря на совершенно разный бэкграунд авторов, в совокупности их произведения создают тот самый образ мира, который кураторы обозначили в названии, где история, как ни пытаются ее забыть, не исчезает: утонувшее в одном месте всплывает в другом, разрушенные статуи тиранов возрождаются в фигурах рабов, и даже насекомые и роботы обретают свое право на величие.

До 18 февраля 2018. Вход свободный

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+