Мастерская Петра Кончаловского стала мемориальным музеем

Главными звездами на открытии нового музея в квартире-мастерской одного из основателей «Бубнового валета» оказались внуки художника, режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский

«Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского». Открытие. Внук художника режиссер Никита Михалков, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Фото: Департамент культуры города Москвы
«Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского». Открытие. Внук художника режиссер Никита Михалков, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Фото: Департамент культуры города Москвы

Новый московский музей «Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского» открылся в знаменитом булгаковском доме на Большой Садовой, в соседнем подъезде с музеем Михаила Булгакова. Художник-авангардист, бубнововалетовец Петр Кончаловский начал работать в этом доме в 1910 году. В 1917-м он переехал в мастерскую № 40 на четвертом этаже, которая оставалась в распоряжении семьи до 1996 года.

Идею директора Музея М.А.Булгакова Петра Мансилья-Круза устроить по соседству еще один музей поддержал Фонд Петра Кончаловского, и главным экспонатом в нем будет сама квартира. «Пусть это будет меньше музеем, а больше домом, куда хочется прийти, — сказал на открытии внук художника режиссер Никита Михалков, продемонстрировавший кинематографический взгляд на вещи. — Главная ценность музея — интерьеры гнезда Кончаловских сами по себе. Здесь раздавались такие голоса, такие разговоры! И это большое окно, куда смотрели невероятные люди! Вообще, абрис окна — это и есть настоящая история. Ведь можно менять экспозиции, а этот кадр, который виден из окна, всегда остается прекрасным».

Главным экспонатом нового музея стала квартира сама по себе. Открытие «Мемориальной мастерской Петра Кончаловского»  Фото: Департамент культуры города Москвы
Главным экспонатом нового музея стала квартира сама по себе. Открытие «Мемориальной мастерской Петра Кончаловского»
Фото: Департамент культуры города Москвы

Режиссер и писатель Андрей Кончаловский, в свою очередь, поделился воспоминаниями о деде. «Я вам расскажу: я в детстве готовил для деда краски, выкладывал на палитру в определенном порядке, который нельзя было спутать. Еще я держал гвозди. А холсты тогда приходилось делать из мешков».

Появление на открытии двух знаменитых наследников художника, кажется, затмило суть происходящего: именно они стали главными героями, тогда как экспозиция выглядела скромно. У огромного окна стоит верстак, герой картин Петра Кончаловского, который он, любитель делать все, от холстов до подрамников, сам, постоянно использовал в работе. Кроме исторических фотографий по квартире распределили старые ноты, несколько рисунков в тетрадях, этюдники, мастихины, кисти, стремянку и другие инструменты, собранные и приобретенные при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, Государственной Третьяковской галереи и Московского музея современного искусства. Единственная живопись в музее — изображающий все те же инструменты натюрморт сына Петра Петровича Михаила, который жил тут до конца 1990-х.

«Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского». Фото: Департамент культуры города Москвы
«Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского».
Фото: Департамент культуры города Москвы

Живопись Петра Кончаловского в музее тоже можно будет посмотреть, правда только виртуально. Посетителям мастерской будут выдавать планшеты, которые при наведении на ту или иную часть интерьера покажут картины, предложат послушать рассказы о жизни живописца и посмотреть архивные документы.

Для публики музей откроется в феврале, но пока лишь на несколько месяцев. Летом архитектурное бюро «Рождественка» проведет здесь реставрацию, которая наконец откроет продолжающий огромное окно квартиры световой потолок, прикрытый в 1990-х из-за пожара и протечек.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+