18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастерская Петра Кончаловского стала мемориальным музеем

Главными звездами на открытии нового музея в квартире-мастерской одного из основателей «Бубнового валета» оказались внуки художника, режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский

«Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского». Открытие. Внук художника режиссер Никита Михалков, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Фото: Департамент культуры города Москвы
«Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского». Открытие. Внук художника режиссер Никита Михалков, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Фото: Департамент культуры города Москвы

Новый московский музей «Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского» открылся в знаменитом булгаковском доме на Большой Садовой, в соседнем подъезде с музеем Михаила Булгакова. Художник-авангардист, бубнововалетовец Петр Кончаловский начал работать в этом доме в 1910 году. В 1917-м он переехал в мастерскую № 40 на четвертом этаже, которая оставалась в распоряжении семьи до 1996 года.

Идею директора Музея М.А.Булгакова Петра Мансилья-Круза устроить по соседству еще один музей поддержал Фонд Петра Кончаловского, и главным экспонатом в нем будет сама квартира. «Пусть это будет меньше музеем, а больше домом, куда хочется прийти, — сказал на открытии внук художника режиссер Никита Михалков, продемонстрировавший кинематографический взгляд на вещи. — Главная ценность музея — интерьеры гнезда Кончаловских сами по себе. Здесь раздавались такие голоса, такие разговоры! И это большое окно, куда смотрели невероятные люди! Вообще, абрис окна — это и есть настоящая история. Ведь можно менять экспозиции, а этот кадр, который виден из окна, всегда остается прекрасным».

Главным экспонатом нового музея стала квартира сама по себе. Открытие «Мемориальной мастерской Петра Кончаловского»  Фото: Департамент культуры города Москвы
Главным экспонатом нового музея стала квартира сама по себе. Открытие «Мемориальной мастерской Петра Кончаловского»
Фото: Департамент культуры города Москвы

Режиссер и писатель Андрей Кончаловский, в свою очередь, поделился воспоминаниями о деде. «Я вам расскажу: я в детстве готовил для деда краски, выкладывал на палитру в определенном порядке, который нельзя было спутать. Еще я держал гвозди. А холсты тогда приходилось делать из мешков».

Появление на открытии двух знаменитых наследников художника, кажется, затмило суть происходящего: именно они стали главными героями, тогда как экспозиция выглядела скромно. У огромного окна стоит верстак, герой картин Петра Кончаловского, который он, любитель делать все, от холстов до подрамников, сам, постоянно использовал в работе. Кроме исторических фотографий по квартире распределили старые ноты, несколько рисунков в тетрадях, этюдники, мастихины, кисти, стремянку и другие инструменты, собранные и приобретенные при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, Государственной Третьяковской галереи и Московского музея современного искусства. Единственная живопись в музее — изображающий все те же инструменты натюрморт сына Петра Петровича Михаила, который жил тут до конца 1990-х.

«Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского». Фото: Департамент культуры города Москвы
«Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского».
Фото: Департамент культуры города Москвы

Живопись Петра Кончаловского в музее тоже можно будет посмотреть, правда только виртуально. Посетителям мастерской будут выдавать планшеты, которые при наведении на ту или иную часть интерьера покажут картины, предложат послушать рассказы о жизни живописца и посмотреть архивные документы.

Для публики музей откроется в феврале, но пока лишь на несколько месяцев. Летом архитектурное бюро «Рождественка» проведет здесь реставрацию, которая наконец откроет продолжающий огромное окно квартиры световой потолок, прикрытый в 1990-х из-за пожара и протечек.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
7
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
В Московском музее современного искусства открылась выставка из собрания Сергея Александрова. Коллекционер и эксперт рассказал The Art Newspaper Russia об особенностях собирательства, Римме Заневской, рисунках Древина и записной книжке Краснопевцева
07.09.2023
Сергей Александров: «Моя коллекция основана на неосмысленных порывах»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+