18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве появится музей Петра Кончаловского

В квартире одного из основателей «Бубнового валета» на Большой Садовой покажут вещи из домашнего обихода Кончаловских, созданную здесь живопись художника и научат рисовать

Справка

В доме на Большой Садовой написал роман «Белая гвардия» Михаил Булгаков; здесь проходили богемные вечеринки художника Георгия Якулова, работал редактор «Золотого руна» меценат Николай Рябушинский, жили театральный художник Семен Аладжалов и династия скульпторов Рукавишниковых. Тут же жил со своей семьей и работал в мастерской Петр Кончаловский, а затем его сын Михаил. В 2014 году Музей М.А.Булгакова запустил специальный проект об истории дома № 10 и его жильцах, провел несколько выставок, а вскоре выпустит большую книгу с архивными документами, фотографиями и воспоминаниями жителей дома о квартирах, мастерских, своих гостях и соседях. В книге будет раздел, посвященный мастерской Кончаловских. Одно из интервью для него дал художник Владимир Переяславец, тот самый «полотер» с картины 1946 года.

Еще…

Музей расположится в квартире № 40 в знаменитом доме на Большой Садовой, где семья Кончаловских жила с 1910 по 1990-е годы. Он будет создан в сотрудничестве нескольких институций: Государственной Третьяковской галереи, Музея М.А.Булгакова (он находится по соседству в том же доме, в квартире № 50) и Фонда Петра Кончаловского. «Мы хотим открыть живой, действующий музей, в котором не было бы скучно, — делится планами автор идеи, директор Музея Булгакова Петр Мансилья-Круз. — Просторное окно, невероятно высокие потолки, стеклянная крыша создают фантастический свет, люди здесь должны учиться рисовать». Он добавил, что до официального открытия в мастерскую будут водить экскурсии, а пока на сайте проекта можно посмотреть интервью с жившими там после Кончаловских художниками Михаилом Тихоновым и Еленой Утенковой-Тихоновой, которые рассказывают об истории места.

«Кончаловский работал в мастерской почти каждый день, с утра до ночи. Даже во время Второй мировой он остается в Москве и продолжает активно работать, тогда же пишет знаменитого „Полотера“», — говорит Ирина Пронина, искусствовед, сотрудник Третьяковской галереи. Старый паркет, который изображен на картине, табуретка, что стоит позади натурщика, сохранились в мастерской, как и кровать, на которой лежит Всеволод Мейерхольд на портрете 1938 года. У окна стоят подлинные инструменты художника — верстак и краскотерная машина. Кончаловский любил все делать сам, начиная с красок и заканчивая подрамниками, а расставленные по мастерской инструменты включал во множество натюрмортов. Некоторые из них, предположительно, войдут в экспозицию, составив диалог с оригиналами.

После смерти художника в 1956 году студия перешла его сыну Михаилу. Уже в пожилом возрасте, когда следить за помещением стало трудно, тот перебрался на Верхнюю Масловку, оставив квартиру художникам Тихоновым. «Мы нашли здесь много интересных вещей, — говорит Елена Утенкова-Тихонова, — меловую доску Миши Кончаловского, старое Евангелие на французском, чучело крокодила, большой суриковский обитый жестью сундук, набитый нотами, переводами. Стояли еще большие плетеные корзины, с которыми, вероятно, Кончаловские путешествовали по Европе». Как сообщил газете Петр Мансилья-Круз, художники Тихоновы, передав сохраненное наследие музею, теперь обосновались в мастерской на Сретенском бульваре. Сейчас сотрудники Музея Булгакова продолжают работать над подбором экспонатов будущего музея. Экспозиция откроется для публики через два года.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+