18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве появится музей Петра Кончаловского

В квартире одного из основателей «Бубнового валета» на Большой Садовой покажут вещи из домашнего обихода Кончаловских, созданную здесь живопись художника и научат рисовать

В мастерской сохранились оригинальные интерьеры. Это одно из немногих помещений дома, избежавших реконструкции. Фото: Антон Акимов, 2014 г.
В мастерской сохранились оригинальные интерьеры. Это одно из немногих помещений дома, избежавших реконструкции.
Фото: Антон Акимов, 2014 г.
Справка

В доме на Большой Садовой написал роман «Белая гвардия» Михаил Булгаков; здесь проходили богемные вечеринки художника Георгия Якулова, работал редактор «Золотого руна» меценат Николай Рябушинский, жили театральный художник Семен Аладжалов и династия скульпторов Рукавишниковых. Тут же жил со своей семьей и работал в мастерской Петр Кончаловский, а затем его сын Михаил. В 2014 году Музей М.А.Булгакова запустил специальный проект об истории дома № 10 и его жильцах, провел несколько выставок, а вскоре выпустит большую книгу с архивными документами, фотографиями и воспоминаниями жителей дома о квартирах, мастерских, своих гостях и соседях. В книге будет раздел, посвященный мастерской Кончаловских. Одно из интервью для него дал художник Владимир Переяславец, тот самый «полотер» с картины 1946 года.

Еще…

Музей расположится в квартире № 40 в знаменитом доме на Большой Садовой, где семья Кончаловских жила с 1910 по 1990-е годы. Он будет создан в сотрудничестве нескольких институций: Государственной Третьяковской галереи, Музея М.А.Булгакова (он находится по соседству в том же доме, в квартире № 50) и Фонда Петра Кончаловского. «Мы хотим открыть живой, действующий музей, в котором не было бы скучно, — делится планами автор идеи, директор Музея Булгакова Петр Мансилья-Круз. — Просторное окно, невероятно высокие потолки, стеклянная крыша создают фантастический свет, люди здесь должны учиться рисовать». Он добавил, что до официального открытия в мастерскую будут водить экскурсии, а пока на сайте проекта можно посмотреть интервью с жившими там после Кончаловских художниками Михаилом Тихоновым и Еленой Утенковой-Тихоновой, которые рассказывают об истории места.

«Кончаловский работал в мастерской почти каждый день, с утра до ночи. Даже во время Второй мировой он остается в Москве и продолжает активно работать, тогда же пишет знаменитого „Полотера“», — говорит Ирина Пронина, искусствовед, сотрудник Третьяковской галереи. Старый паркет, который изображен на картине, табуретка, что стоит позади натурщика, сохранились в мастерской, как и кровать, на которой лежит Всеволод Мейерхольд на портрете 1938 года. У окна стоят подлинные инструменты художника — верстак и краскотерная машина. Кончаловский любил все делать сам, начиная с красок и заканчивая подрамниками, а расставленные по мастерской инструменты включал во множество натюрмортов. Некоторые из них, предположительно, войдут в экспозицию, составив диалог с оригиналами.

Арочный проход. С 1917 по 1937 гг. комната за аркой служила спальней. Справа видны антресоли, на которых Петр Кончаловский хранил готовые работы. Фото: Антон Акимов, 2014 г.
Арочный проход. С 1917 по 1937 гг. комната за аркой служила спальней. Справа видны антресоли, на которых Петр Кончаловский хранил готовые работы.
Фото: Антон Акимов, 2014 г.

После смерти художника в 1956 году студия перешла его сыну Михаилу. Уже в пожилом возрасте, когда следить за помещением стало трудно, тот перебрался на Верхнюю Масловку, оставив квартиру художникам Тихоновым. «Мы нашли здесь много интересных вещей, — говорит Елена Утенкова-Тихонова, — меловую доску Миши Кончаловского, старое Евангелие на французском, чучело крокодила, большой суриковский обитый жестью сундук, набитый нотами, переводами. Стояли еще большие плетеные корзины, с которыми, вероятно, Кончаловские путешествовали по Европе». Как сообщил газете Петр Мансилья-Круз, художники Тихоновы, передав сохраненное наследие музею, теперь обосновались в мастерской на Сретенском бульваре. Сейчас сотрудники Музея Булгакова продолжают работать над подбором экспонатов будущего музея. Экспозиция откроется для публики через два года.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+