18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александр Дейнека установил рекорд цены на MacDougall’

«Герои первой пятилетки» советского классика ушли с молотка за £2,8 млн. Также проданы портрет кисти Николая Фешина и две работы из евангельского цикла Василия Поленова

Аукцион русского искусства MacDougall’s в Лондоне еще не завершился, но важный рекорд цены уже установлен: картина Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» продана за £2,8 млн (включая комиссию аукционного дома). Теперь это официально самая дорогая работа художника, проданная на публичных торгах. Напомним, что предыдущий рекорд продержался два года: осенью 2015-го на аукционе «Советское и постсоветское искусство», также MacDougall’s, картина с фривольным сюжетом «За занавеской» (1933) ушла за £2,2 млн при эстимейте £2–3 млн. С таким же эстимейтом на этот раз был выставлен первый вариант композиции монументального панно для советского павильона на Всемирной выставке, которая состоялась в 1937 году в Париже. Оказалось, что коллекционеры ценят образы советского человека-труженика в творчестве Дейнеки даже больше, чем обнаженных девушек.

Среди других крупных продаж сегодня — «Портрет молодой американки Дуэйн ван Вехтен» (1926) кисти Николая Фешина, достигший на торгах £913 тыс. Впрочем, на фоне £3,7 млн за другую работу художника вчера на Sotheby’s это не такая уж и высокая цена, но там был портрет ранний, а тут — уже американского периода, который обычно ценится на рынке несколько меньше.

Пока что MacDougall’s удалось продать все основные топ-лоты. Организаторы очень гордились тем, что нашли для аукциона сразу две работы из евангельского цикла Василия Поленова. Теперь можно сказать, что они не зря убеждали владельцев продать картины и именно по таким ценам. Полотно «Решил идти в Иерусалим» достигло на торгах £692 тыс. при эстимейте £400–600 тыс. Другая работа, «Христос и Мария Магдалина» (эстимейт £360–500 тыс.), ушла за £480 тыс. (цена молотка, с комиссией аукционного дома — примерно £600 тыс.).

Также среди удач Екатерины Магдугалл и ее команды можно отметить продажу двух работ Андрея Мыльникова со значительным превышением эстимейта. Особенно ярая борьба ставок разгорелась за «Купальщиц у реки», выставленных с оценкой £50–70 тыс. и проданных в итоге за £294 тыс., хотя и «Холм в тени» был с успехом продан за £200 тыс. при эстимейте £50–100 тыс. Аукционному дому удалось продать даже морской пейзаж Руфина Судковского за £457 тыс. — сумма почти баснословная (полотно, конечно, монументальное, 180х250 см, но Судковский все же не Айвазовский!). Ну и £180 тыс. за натюрморт Константина Горбатова никого не удивил бы еще семь-десять лет назад, но сейчас воспринимается как нечто из ряда вон выходящее.

Накануне насыщенный событиями день русских торгов Sotheby’s завершился аукционом декоративно-прикладного искусства, который принес £1,8 млн. Результат хороший (это больше, чем в прошлом году, когда суммарная выручка составила £1,3 млн), но никаких потрясений не случилось, лишь один лот преодолел барьер в £100 тыс. Стоит отметить, что на этот раз самым дорогим на аукционе стало не изделие фирмы Карла Фаберже, как это часто бывает, а прекрасный образец советского агитационного фарфора — тарелка «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», изготовленная на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1927 году к 10-летию революции по эскизу художника Сергея Чехонина, она была продана за £162,5 тыс. Кроме того, покупатели активно торговались за фарфоровые тарелки с военными сюжетами эпохи Николая I — одна из них ушла за £72,5 тыс., еще три были проданы дороже £50 тыс. Украшенный эмалью «клуазоне» серебряный ковш фабрики Хлебникова ушел за £52,5 тыс., а самыми дорогими предметами Фаберже оказались табакерка (£37,5 тыс.) и рамка для фотографии (£32,5 тыс.). Всего за этот день аукционный дом выручил за русское искусство £14,2 млн, основная часть этой суммы была обеспечена продажей живописи. И это несмотря на то, что одна из картин, полотно Генриха Семирадского «Танец среди мечей», была снята с торгов. «Существуют большие подозрения, что эта картина была вывезена из Польши нелегально. В 1953 году полотно было вписано в реестр памятников культуры, из чего следует, что разрешения на его вывоз из страны выдано быть не могло», — цитирует ТАСС вице-премьера польского правительства и министра культуры Петра Глинского. Картина существует в нескольких вариантах, один из них хранится в Третьяковской галерее в Москве, другой был продан на аукционе в 2011 году за $2,1 млн.

Для сравнения: суммарная выручка Christie’s накануне составила £13,2 млн, из которых значительная доля пришлась именно на декоративно-прикладное искусство, где целый ряд лотов был продан за сотни тысяч фунтов, в частности редкие предметы Фаберже (миниатюрная модель мебели, портшез — за £788,8 тыс., серебряная скульптурка носорога с заводным механизмом — за £704,8 тыс., вся коллекция — более £2 млн), напольная императорская ваза (£692,8 тыс.), а также русские ордена Святого апостола Андрея Первозванного (£548,8 тыс.) и Святого Александра Невского (£248,8 тыс.), врученные наполеоновскому маршалу Мюрату во время заключения Тильзитского мира в 1807 году.

Аукцион MacDougall’s продолжается, а позже сегодня начнутся торги Bonhams, которые завершат «русскую неделю» в Лондоне.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+