18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Александр Дейнека установил рекорд цены на MacDougall’

«Герои первой пятилетки» советского классика ушли с молотка за £2,8 млн. Также проданы портрет кисти Николая Фешина и две работы из евангельского цикла Василия Поленова

Аукцион русского искусства MacDougall’s в Лондоне еще не завершился, но важный рекорд цены уже установлен: картина Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» продана за £2,8 млн (включая комиссию аукционного дома). Теперь это официально самая дорогая работа художника, проданная на публичных торгах. Напомним, что предыдущий рекорд продержался два года: осенью 2015-го на аукционе «Советское и постсоветское искусство», также MacDougall’s, картина с фривольным сюжетом «За занавеской» (1933) ушла за £2,2 млн при эстимейте £2–3 млн. С таким же эстимейтом на этот раз был выставлен первый вариант композиции монументального панно для советского павильона на Всемирной выставке, которая состоялась в 1937 году в Париже. Оказалось, что коллекционеры ценят образы советского человека-труженика в творчестве Дейнеки даже больше, чем обнаженных девушек.

Среди других крупных продаж сегодня — «Портрет молодой американки Дуэйн ван Вехтен» (1926) кисти Николая Фешина, достигший на торгах £913 тыс. Впрочем, на фоне £3,7 млн за другую работу художника вчера на Sotheby’s это не такая уж и высокая цена, но там был портрет ранний, а тут — уже американского периода, который обычно ценится на рынке несколько меньше.

Пока что MacDougall’s удалось продать все основные топ-лоты. Организаторы очень гордились тем, что нашли для аукциона сразу две работы из евангельского цикла Василия Поленова. Теперь можно сказать, что они не зря убеждали владельцев продать картины и именно по таким ценам. Полотно «Решил идти в Иерусалим» достигло на торгах £692 тыс. при эстимейте £400–600 тыс. Другая работа, «Христос и Мария Магдалина» (эстимейт £360–500 тыс.), ушла за £480 тыс. (цена молотка, с комиссией аукционного дома — примерно £600 тыс.).

Также среди удач Екатерины Магдугалл и ее команды можно отметить продажу двух работ Андрея Мыльникова со значительным превышением эстимейта. Особенно ярая борьба ставок разгорелась за «Купальщиц у реки», выставленных с оценкой £50–70 тыс. и проданных в итоге за £294 тыс., хотя и «Холм в тени» был с успехом продан за £200 тыс. при эстимейте £50–100 тыс. Аукционному дому удалось продать даже морской пейзаж Руфина Судковского за £457 тыс. — сумма почти баснословная (полотно, конечно, монументальное, 180х250 см, но Судковский все же не Айвазовский!). Ну и £180 тыс. за натюрморт Константина Горбатова никого не удивил бы еще семь-десять лет назад, но сейчас воспринимается как нечто из ряда вон выходящее.

Накануне насыщенный событиями день русских торгов Sotheby’s завершился аукционом декоративно-прикладного искусства, который принес £1,8 млн. Результат хороший (это больше, чем в прошлом году, когда суммарная выручка составила £1,3 млн), но никаких потрясений не случилось, лишь один лот преодолел барьер в £100 тыс. Стоит отметить, что на этот раз самым дорогим на аукционе стало не изделие фирмы Карла Фаберже, как это часто бывает, а прекрасный образец советского агитационного фарфора — тарелка «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», изготовленная на Ломоносовском фарфоровом заводе в 1927 году к 10-летию революции по эскизу художника Сергея Чехонина, она была продана за £162,5 тыс. Кроме того, покупатели активно торговались за фарфоровые тарелки с военными сюжетами эпохи Николая I — одна из них ушла за £72,5 тыс., еще три были проданы дороже £50 тыс. Украшенный эмалью «клуазоне» серебряный ковш фабрики Хлебникова ушел за £52,5 тыс., а самыми дорогими предметами Фаберже оказались табакерка (£37,5 тыс.) и рамка для фотографии (£32,5 тыс.). Всего за этот день аукционный дом выручил за русское искусство £14,2 млн, основная часть этой суммы была обеспечена продажей живописи. И это несмотря на то, что одна из картин, полотно Генриха Семирадского «Танец среди мечей», была снята с торгов. «Существуют большие подозрения, что эта картина была вывезена из Польши нелегально. В 1953 году полотно было вписано в реестр памятников культуры, из чего следует, что разрешения на его вывоз из страны выдано быть не могло», — цитирует ТАСС вице-премьера польского правительства и министра культуры Петра Глинского. Картина существует в нескольких вариантах, один из них хранится в Третьяковской галерее в Москве, другой был продан на аукционе в 2011 году за $2,1 млн.

Для сравнения: суммарная выручка Christie’s накануне составила £13,2 млн, из которых значительная доля пришлась именно на декоративно-прикладное искусство, где целый ряд лотов был продан за сотни тысяч фунтов, в частности редкие предметы Фаберже (миниатюрная модель мебели, портшез — за £788,8 тыс., серебряная скульптурка носорога с заводным механизмом — за £704,8 тыс., вся коллекция — более £2 млн), напольная императорская ваза (£692,8 тыс.), а также русские ордена Святого апостола Андрея Первозванного (£548,8 тыс.) и Святого Александра Невского (£248,8 тыс.), врученные наполеоновскому маршалу Мюрату во время заключения Тильзитского мира в 1807 году.

Аукцион MacDougall’s продолжается, а позже сегодня начнутся торги Bonhams, которые завершат «русскую неделю» в Лондоне.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+