18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Работы Дейнеки, Гончаровой и предметы Фаберже выставлены на русские торги в Лондоне

Классики и соцреалисты лидируют на аукционах русского искусства

Георгий Рублев. «Партийное собрание на фабрике». 1932. Эстимейт £400-600 тыс. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby'
Аполлинарий Васнецов. «Старый Великий Новгород». Эстимейт £350-450 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie'
Николай Фешин. «Портрет Надежды Сапожниковой». 1908. Эстимейт £1,2-1,8 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby'
Миниатюрная серебряная модель носорога с заводным механизмом Фаберже, подаренная императрицей Марией Федоровной внуку — князю Василию Александровичу. 1909. Эстимейт  £300–400 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie'
Василий Поленов. «Христос и Мария Магдалина». Эстимейт £360 –500 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall'
Александр Дейнека. «Герои первой пятилетки». 1936. Эстимейт £2-3 млн. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall'
Александр Дейнека. «Натюрморт с битой дичью». Эстимейт  £130-150 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября. Фото: Bonham
Василий Поленов. «Решил идти в Иерусалим». Эстимейт £400 - 600 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall'
Николай Рерих. «Святыни и цитадели». 1925. Эстимейт £50-70 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября. Фото: Bonham
Александр Дейнека. «Шахтер». 1925. Эстимейт £3,5-4,5 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby'
Василий Верещагин. «Святое семейство». Эстимейт £300-500 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie'
Георгий Рублев. «Партийное собрание на фабрике». 1932. Эстимейт £400-600 тыс. Аукцион Sotheby's, 28 ноября.
Фото: Sotheby'
Аполлинарий Васнецов. «Старый Великий Новгород». Эстимейт £350-450 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября.
Фото: Christie'
Николай Фешин. «Портрет Надежды Сапожниковой». 1908. Эстимейт £1,2-1,8 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября.
Фото: Sotheby'
Миниатюрная серебряная модель носорога с заводным механизмом Фаберже, подаренная императрицей Марией Федоровной внуку — князю Василию Александровичу. 1909. Эстимейт £300–400 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября.
Фото: Christie'
Василий Поленов. «Христос и Мария Магдалина». Эстимейт £360 –500 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября.
Фото: MacDougall'
Александр Дейнека. «Герои первой пятилетки». 1936. Эстимейт £2-3 млн. Аукцион MacDougall's, 29 ноября.
Фото: MacDougall'
Александр Дейнека. «Натюрморт с битой дичью». Эстимейт £130-150 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября.
Фото: Bonham
Василий Поленов. «Решил идти в Иерусалим». Эстимейт £400 - 600 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября.
Фото: MacDougall'
Николай Рерих. «Святыни и цитадели». 1925. Эстимейт £50-70 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября.
Фото: Bonham
Александр Дейнека. «Шахтер». 1925. Эстимейт £3,5-4,5 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября.
Фото: Sotheby'
Василий Верещагин. «Святое семейство». Эстимейт £300-500 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября.
Фото: Christie'

Аукционные дома, проводящие русские торги в Лондоне: Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams, — анонсировали состав предстоящих аукционов. Каждый собирал их в соответствии с собственными принципами и своим методом преодоления кризиса на арт-рынке. Например, Sotheby’s разбил торги на три блока (русская живопись, советское искусство, произведения Фаберже и иконы), MacDougall’s объединил и шедевры, и работы по демократичным ценам, и современное искусство в один толстенький каталог, Christie’s сосредоточился на том, в чем этому дому нет равных, — прикладном искусстве и работах Фаберже. А Bonhams выбрал то, что будет иметь успех у западных коллекционеров. «Интерес к русскому искусству остался, — рассказала Дарья Черненок, глава русского отдела Bonhams. — Это связано в том числе с более доступными эстимейтами и падением курса фунта. Мы по-прежнему замечаем приток иностранных покупателей, в том числе из Китая».

Самым дорогим лотом недели обещает стать «Шахтер» Александра Дейнеки, которого Sotheby’s оценил в £3,5–4,5 млн. Это мрачное вертикальное полотно — то, что осталось от большой композиции «В забое (в штреке)», которую художник с успехом показал в 1925 году на выставке ОСТа (Общества станковистов) в Москве. Первоначально на ней было три фигуры в тесном, скудно освещенном пространстве забоя, и она имела вполне положительные отзывы. Так что остается загадкой, почему художник сохранил от нее только левую фигуру.

Интересно, что монументальное (2 м) полотно Дейнеки возглавляет и аукцион MacDougall’s, с эстимейтом также весьма внушительным — £2–3 млн. Это «Герои первой пятилетки», первый вариант панно из цикла, созданного художником для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, известной всем легендарным противостоянием павильонов СССР и Германии. Совсем другой Дейнека — камерный, более классический «Натюрморт с битой дичью» 1930-х годов — представлен на аукционе Bonhams (£130–150 тыс.). Мягкая палитра, круговая композиция, контраст фактур — все это средства достижения «жизненности образа в вещах», по собственным словам художника.

Специально сосредоточиться на искусстве советской эпохи, с 1917 по 1991 год, решился только Sotheby’s, выделив под эту тему самостоятельный аукцион со своим каталогом. Источником лучших работ является американская коллекция Реймонда и Сюзан Джонсон. Один из потенциальных рекордсменов здесь — Георгий Рублев, неопримитивист, заново открытый после выставок в Третьяковской галерее в 1990 и 2002 годах. «Партийное собрание на фабрике» 1932 года (эстимейт £400–600 тыс.) — это результат поисков пролетарского стиля, который ничего бы не заимствовал у буржуазной культуры, что совсем не помогло художнику избежать обвинений в формализме.

Естественно, одним советским искусством Sotheby’s не ограничился. Есть и «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина 1908 года из собрания Художественного музея Сан-Диего в Калифорнии (£1,2–1,8 млн), и коллекция из 14 работ Александры Экстер (общая оценка £850 тыс. — 1,2 млн) из собрания Ихно Эзратти, парижского еврея, которому художница помогала во время оккупации и который потом, вернув свой бизнес, сам поддерживал бедствовавшую Экстер. «Мы стараемся быть искренними с продавцами и действуем в их интересах, — рассказала Ирина Степанова, глава московского «Сотбис». — В то же время мы понимаем, что наши эстимейты достаточно консервативны, и в этом особенность аукционного дела. Нелегко убедить владельцев продавать по умеренным ценам хорошие вещи, но мы знаем наших коллекционеров и понимаем, какие цены могут их заинтересовать».

«Я настроена довольно оптимистично, — говорит Екатерина Макдугалл, глава аукционного дома MacDougall’s. — Мне кажется, спрос будет и на топовые работы, и на искусство XIX века, и на советское искусство. Например, два полотна Поленова, представленные на наших торгах, появились на рынке впервые за 100 лет, у них безупречный провенанс (из цикла „Жизнь Христа“ с эстимейтами £400–600 тыс. и £360–500 тыс.). Есть у нас трехметровое полотно академиста Судковского, красивейшие пейзажи советского художника Мыльникова, а всего на аукционе около 300 работ, то есть мы берем и количеством, и качеством».

На торгах Christie’s самым интересным представляется раздел прикладного искусства. «Мы выставляем на аукцион выдающуюся и очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с очень хорошим провенансом. Эту коллекцию более чем 30 лет назад собирал понемногу и аккуратно один человек, очень ценивший мастерство Фаберже», — рассказал Алексей Тизенгаузен, глава русского отдела Christie’s. Вещи из этой коллекции, например миниатюрный портшез мастера Михаила Перхина с эстимейтом в £1 млн, а также живопись Василия Верещагина и Наталии Гончаровой можно было увидеть на выставке Christie’s в Москве с 9 по 10 ноября.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+