Работы Дейнеки, Гончаровой и предметы Фаберже выставлены на русские торги в Лондоне

Классики и соцреалисты лидируют на аукционах русского искусства

Георгий Рублев. «Партийное собрание на фабрике». 1932. Эстимейт £400-600 тыс. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby'
Аполлинарий Васнецов. «Старый Великий Новгород». Эстимейт £350-450 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie'
Николай Фешин. «Портрет Надежды Сапожниковой». 1908. Эстимейт £1,2-1,8 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby'
Миниатюрная серебряная модель носорога с заводным механизмом Фаберже, подаренная императрицей Марией Федоровной внуку — князю Василию Александровичу. 1909. Эстимейт  £300–400 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie'
Василий Поленов. «Христос и Мария Магдалина». Эстимейт £360 –500 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall'
Александр Дейнека. «Герои первой пятилетки». 1936. Эстимейт £2-3 млн. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall'
Александр Дейнека. «Натюрморт с битой дичью». Эстимейт  £130-150 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября. Фото: Bonham
Василий Поленов. «Решил идти в Иерусалим». Эстимейт £400 - 600 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября. Фото: MacDougall'
Николай Рерих. «Святыни и цитадели». 1925. Эстимейт £50-70 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября. Фото: Bonham
Александр Дейнека. «Шахтер». 1925. Эстимейт £3,5-4,5 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября. Фото: Sotheby'
Василий Верещагин. «Святое семейство». Эстимейт £300-500 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября. Фото: Christie'
Георгий Рублев. «Партийное собрание на фабрике». 1932. Эстимейт £400-600 тыс. Аукцион Sotheby's, 28 ноября.
Фото: Sotheby'
Аполлинарий Васнецов. «Старый Великий Новгород». Эстимейт £350-450 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября.
Фото: Christie'
Николай Фешин. «Портрет Надежды Сапожниковой». 1908. Эстимейт £1,2-1,8 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября.
Фото: Sotheby'
Миниатюрная серебряная модель носорога с заводным механизмом Фаберже, подаренная императрицей Марией Федоровной внуку — князю Василию Александровичу. 1909. Эстимейт £300–400 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября.
Фото: Christie'
Василий Поленов. «Христос и Мария Магдалина». Эстимейт £360 –500 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября.
Фото: MacDougall'
Александр Дейнека. «Герои первой пятилетки». 1936. Эстимейт £2-3 млн. Аукцион MacDougall's, 29 ноября.
Фото: MacDougall'
Александр Дейнека. «Натюрморт с битой дичью». Эстимейт £130-150 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября.
Фото: Bonham
Василий Поленов. «Решил идти в Иерусалим». Эстимейт £400 - 600 тыс. Аукцион MacDougall's, 29 ноября.
Фото: MacDougall'
Николай Рерих. «Святыни и цитадели». 1925. Эстимейт £50-70 тыс. Аукцион Bonhams, 29 ноября.
Фото: Bonham
Александр Дейнека. «Шахтер». 1925. Эстимейт £3,5-4,5 млн. Аукцион Sotheby's, 28 ноября.
Фото: Sotheby'
Василий Верещагин. «Святое семейство». Эстимейт £300-500 тыс. Аукцион Christie's, 27 ноября.
Фото: Christie'

Аукционные дома, проводящие русские торги в Лондоне: Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams, — анонсировали состав предстоящих аукционов. Каждый собирал их в соответствии с собственными принципами и своим методом преодоления кризиса на арт-рынке. Например, Sotheby’s разбил торги на три блока (русская живопись, советское искусство, произведения Фаберже и иконы), MacDougall’s объединил и шедевры, и работы по демократичным ценам, и современное искусство в один толстенький каталог, Christie’s сосредоточился на том, в чем этому дому нет равных, — прикладном искусстве и работах Фаберже. А Bonhams выбрал то, что будет иметь успех у западных коллекционеров. «Интерес к русскому искусству остался, — рассказала Дарья Черненок, глава русского отдела Bonhams. — Это связано в том числе с более доступными эстимейтами и падением курса фунта. Мы по-прежнему замечаем приток иностранных покупателей, в том числе из Китая».

Самым дорогим лотом недели обещает стать «Шахтер» Александра Дейнеки, которого Sotheby’s оценил в £3,5–4,5 млн. Это мрачное вертикальное полотно — то, что осталось от большой композиции «В забое (в штреке)», которую художник с успехом показал в 1925 году на выставке ОСТа (Общества станковистов) в Москве. Первоначально на ней было три фигуры в тесном, скудно освещенном пространстве забоя, и она имела вполне положительные отзывы. Так что остается загадкой, почему художник сохранил от нее только левую фигуру.

Интересно, что монументальное (2 м) полотно Дейнеки возглавляет и аукцион MacDougall’s, с эстимейтом также весьма внушительным — £2–3 млн. Это «Герои первой пятилетки», первый вариант панно из цикла, созданного художником для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, известной всем легендарным противостоянием павильонов СССР и Германии. Совсем другой Дейнека — камерный, более классический «Натюрморт с битой дичью» 1930-х годов — представлен на аукционе Bonhams (£130–150 тыс.). Мягкая палитра, круговая композиция, контраст фактур — все это средства достижения «жизненности образа в вещах», по собственным словам художника.

Специально сосредоточиться на искусстве советской эпохи, с 1917 по 1991 год, решился только Sotheby’s, выделив под эту тему самостоятельный аукцион со своим каталогом. Источником лучших работ является американская коллекция Реймонда и Сюзан Джонсон. Один из потенциальных рекордсменов здесь — Георгий Рублев, неопримитивист, заново открытый после выставок в Третьяковской галерее в 1990 и 2002 годах. «Партийное собрание на фабрике» 1932 года (эстимейт £400–600 тыс.) — это результат поисков пролетарского стиля, который ничего бы не заимствовал у буржуазной культуры, что совсем не помогло художнику избежать обвинений в формализме.

Естественно, одним советским искусством Sotheby’s не ограничился. Есть и «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина 1908 года из собрания Художественного музея Сан-Диего в Калифорнии (£1,2–1,8 млн), и коллекция из 14 работ Александры Экстер (общая оценка £850 тыс. — 1,2 млн) из собрания Ихно Эзратти, парижского еврея, которому художница помогала во время оккупации и который потом, вернув свой бизнес, сам поддерживал бедствовавшую Экстер. «Мы стараемся быть искренними с продавцами и действуем в их интересах, — рассказала Ирина Степанова, глава московского «Сотбис». — В то же время мы понимаем, что наши эстимейты достаточно консервативны, и в этом особенность аукционного дела. Нелегко убедить владельцев продавать по умеренным ценам хорошие вещи, но мы знаем наших коллекционеров и понимаем, какие цены могут их заинтересовать».

«Я настроена довольно оптимистично, — говорит Екатерина Макдугалл, глава аукционного дома MacDougall’s. — Мне кажется, спрос будет и на топовые работы, и на искусство XIX века, и на советское искусство. Например, два полотна Поленова, представленные на наших торгах, появились на рынке впервые за 100 лет, у них безупречный провенанс (из цикла „Жизнь Христа“ с эстимейтами £400–600 тыс. и £360–500 тыс.). Есть у нас трехметровое полотно академиста Судковского, красивейшие пейзажи советского художника Мыльникова, а всего на аукционе около 300 работ, то есть мы берем и количеством, и качеством».

На торгах Christie’s самым интересным представляется раздел прикладного искусства. «Мы выставляем на аукцион выдающуюся и очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с очень хорошим провенансом. Эту коллекцию более чем 30 лет назад собирал понемногу и аккуратно один человек, очень ценивший мастерство Фаберже», — рассказал Алексей Тизенгаузен, глава русского отдела Christie’s. Вещи из этой коллекции, например миниатюрный портшез мастера Михаила Перхина с эстимейтом в £1 млн, а также живопись Василия Верещагина и Наталии Гончаровой можно было увидеть на выставке Christie’s в Москве с 9 по 10 ноября.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+