18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Работы Дейнеки, Гончаровой и предметы Фаберже выставлены на русские торги в Лондоне

Классики и соцреалисты лидируют на аукционах русского искусства

Аукционные дома, проводящие русские торги в Лондоне: Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams, — анонсировали состав предстоящих аукционов. Каждый собирал их в соответствии с собственными принципами и своим методом преодоления кризиса на арт-рынке. Например, Sotheby’s разбил торги на три блока (русская живопись, советское искусство, произведения Фаберже и иконы), MacDougall’s объединил и шедевры, и работы по демократичным ценам, и современное искусство в один толстенький каталог, Christie’s сосредоточился на том, в чем этому дому нет равных, — прикладном искусстве и работах Фаберже. А Bonhams выбрал то, что будет иметь успех у западных коллекционеров. «Интерес к русскому искусству остался, — рассказала Дарья Черненок, глава русского отдела Bonhams. — Это связано в том числе с более доступными эстимейтами и падением курса фунта. Мы по-прежнему замечаем приток иностранных покупателей, в том числе из Китая».

Самым дорогим лотом недели обещает стать «Шахтер» Александра Дейнеки, которого Sotheby’s оценил в £3,5–4,5 млн. Это мрачное вертикальное полотно — то, что осталось от большой композиции «В забое (в штреке)», которую художник с успехом показал в 1925 году на выставке ОСТа (Общества станковистов) в Москве. Первоначально на ней было три фигуры в тесном, скудно освещенном пространстве забоя, и она имела вполне положительные отзывы. Так что остается загадкой, почему художник сохранил от нее только левую фигуру.

Интересно, что монументальное (2 м) полотно Дейнеки возглавляет и аукцион MacDougall’s, с эстимейтом также весьма внушительным — £2–3 млн. Это «Герои первой пятилетки», первый вариант панно из цикла, созданного художником для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, известной всем легендарным противостоянием павильонов СССР и Германии. Совсем другой Дейнека — камерный, более классический «Натюрморт с битой дичью» 1930-х годов — представлен на аукционе Bonhams (£130–150 тыс.). Мягкая палитра, круговая композиция, контраст фактур — все это средства достижения «жизненности образа в вещах», по собственным словам художника.

Специально сосредоточиться на искусстве советской эпохи, с 1917 по 1991 год, решился только Sotheby’s, выделив под эту тему самостоятельный аукцион со своим каталогом. Источником лучших работ является американская коллекция Реймонда и Сюзан Джонсон. Один из потенциальных рекордсменов здесь — Георгий Рублев, неопримитивист, заново открытый после выставок в Третьяковской галерее в 1990 и 2002 годах. «Партийное собрание на фабрике» 1932 года (эстимейт £400–600 тыс.) — это результат поисков пролетарского стиля, который ничего бы не заимствовал у буржуазной культуры, что совсем не помогло художнику избежать обвинений в формализме.

Естественно, одним советским искусством Sotheby’s не ограничился. Есть и «Портрет Надежды Сапожниковой» Николая Фешина 1908 года из собрания Художественного музея Сан-Диего в Калифорнии (£1,2–1,8 млн), и коллекция из 14 работ Александры Экстер (общая оценка £850 тыс. — 1,2 млн) из собрания Ихно Эзратти, парижского еврея, которому художница помогала во время оккупации и который потом, вернув свой бизнес, сам поддерживал бедствовавшую Экстер. «Мы стараемся быть искренними с продавцами и действуем в их интересах, — рассказала Ирина Степанова, глава московского «Сотбис». — В то же время мы понимаем, что наши эстимейты достаточно консервативны, и в этом особенность аукционного дела. Нелегко убедить владельцев продавать по умеренным ценам хорошие вещи, но мы знаем наших коллекционеров и понимаем, какие цены могут их заинтересовать».

«Я настроена довольно оптимистично, — говорит Екатерина Макдугалл, глава аукционного дома MacDougall’s. — Мне кажется, спрос будет и на топовые работы, и на искусство XIX века, и на советское искусство. Например, два полотна Поленова, представленные на наших торгах, появились на рынке впервые за 100 лет, у них безупречный провенанс (из цикла „Жизнь Христа“ с эстимейтами £400–600 тыс. и £360–500 тыс.). Есть у нас трехметровое полотно академиста Судковского, красивейшие пейзажи советского художника Мыльникова, а всего на аукционе около 300 работ, то есть мы берем и количеством, и качеством».

На торгах Christie’s самым интересным представляется раздел прикладного искусства. «Мы выставляем на аукцион выдающуюся и очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с очень хорошим провенансом. Эту коллекцию более чем 30 лет назад собирал понемногу и аккуратно один человек, очень ценивший мастерство Фаберже», — рассказал Алексей Тизенгаузен, глава русского отдела Christie’s. Вещи из этой коллекции, например миниатюрный портшез мастера Михаила Перхина с эстимейтом в £1 млн, а также живопись Василия Верещагина и Наталии Гончаровой можно было увидеть на выставке Christie’s в Москве с 9 по 10 ноября.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+