18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Дом Рубенса в Антверпене раскрывает секрет шедевра Тициана из частной коллекции

Несколько веков портрет загадочной молодой женщины и маленькой девочки скрывался под изображением «Святого Тобиаса и ангела», написанным поверх него сразу после смерти художника

Владелец картины, профессиональный реставратор живописи старых мастеров, потратил 20 лет на то, чтобы открыть миру оригинальный замысел Тициана. Предположительно, неизвестная женщина на холсте — это любовница Тициана с незаконнорожденной дочерью. В пользу этого говорит тот факт, что их изображение находилось в мастерской художника и было спешно изменено после его кончины.

Хотя все может быть гораздо прозаичнее: на картину с религиозным сюжетом было гораздо проще найти покупателя, чем на портрет некой дамы с ребенком. После смерти Тициана его старший сын Помпонио продал дом отца вместе со всей обстановкой и картиной — так «Святой Тобиас» оказался в семье Барбариго (владельцев стекольного производства). В их роскошном палаццо Барбариго на Гранд-канале в Венеции картина и провела следующие 250 лет.

Кстати, в середине XIX века коллекцию этого дома приобрел Николай I. Так несколько картин Тициана оказались в Эрмитаже, откуда в 1920-х годах уже в Пушкинский музей попал холст «Се, Человек» (Ecce Homo), который сейчас восстанавливается. Что касается «Тобиаса и ангела», то в 1920-х годах он перешел в руки парижского арт-дилера Рене Жимпеля, который незадолго до Второй мировой войны спрятал свою коллекцию в лондонском гараже, где с большим трудом ее отыскали его сыновья.

То, что под казавшимся оригинальным изображением находится другое, в 1948 году показал рентген. Реставрация началась в 1980-х; вскоре после ее завершения освобожденная от поздних записей картина была представлена на ретроспективе Тициана в Прадо в 2003 году, а также на выставке «Незаконченное. Мысли, ставшие видимыми», которой в 2016 году открылся Метрополитен-Бройер, новое пространство знаменитого нью-йоркского музея.

Нынешний владелец передал «Портрет дамы с дочерью» Тициана на долгосрочное экспонирование, и появление шедевра в Доме Рубенса вполне закономерно: и сам бывший его владелец, и еще один антверпенский гений Антонис ван Дейк почитали венецианского мастера, вдохновлялись его работами и, как полагают исследователи, вполне могли видеть «Святого Тобиаса и ангела» в палаццо Барбариго.

Мэр Антверпена Барт де Вевер отмечает, что программа сотрудничества с частными коллекционерами, по сути, единственно возможный сейчас способ для многих европейских музеев получить произведения такого уровня: они появляются на арт-рынке чрезвычайно редко и стоят слишком дорого.

Помимо Тициана, сейчас в Доме Рубенса можно увидеть принадлежавшую Дэвиду Боуи алтарную композицию Тинторетто с изображением святой Екатерины, которая продавалась на аукционе Sotheby’s в ноябре прошлого года; новый владелец сразу после покупки за £190 тыс. объявил о намерении передать ее в антверпенский музей.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+