18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дом Рубенса в Антверпене раскрывает секрет шедевра Тициана из частной коллекции

Несколько веков портрет загадочной молодой женщины и маленькой девочки скрывался под изображением «Святого Тобиаса и ангела», написанным поверх него сразу после смерти художника

Владелец картины, профессиональный реставратор живописи старых мастеров, потратил 20 лет на то, чтобы открыть миру оригинальный замысел Тициана. Предположительно, неизвестная женщина на холсте — это любовница Тициана с незаконнорожденной дочерью. В пользу этого говорит тот факт, что их изображение находилось в мастерской художника и было спешно изменено после его кончины.

Хотя все может быть гораздо прозаичнее: на картину с религиозным сюжетом было гораздо проще найти покупателя, чем на портрет некой дамы с ребенком. После смерти Тициана его старший сын Помпонио продал дом отца вместе со всей обстановкой и картиной — так «Святой Тобиас» оказался в семье Барбариго (владельцев стекольного производства). В их роскошном палаццо Барбариго на Гранд-канале в Венеции картина и провела следующие 250 лет.

Кстати, в середине XIX века коллекцию этого дома приобрел Николай I. Так несколько картин Тициана оказались в Эрмитаже, откуда в 1920-х годах уже в Пушкинский музей попал холст «Се, Человек» (Ecce Homo), который сейчас восстанавливается. Что касается «Тобиаса и ангела», то в 1920-х годах он перешел в руки парижского арт-дилера Рене Жимпеля, который незадолго до Второй мировой войны спрятал свою коллекцию в лондонском гараже, где с большим трудом ее отыскали его сыновья.

То, что под казавшимся оригинальным изображением находится другое, в 1948 году показал рентген. Реставрация началась в 1980-х; вскоре после ее завершения освобожденная от поздних записей картина была представлена на ретроспективе Тициана в Прадо в 2003 году, а также на выставке «Незаконченное. Мысли, ставшие видимыми», которой в 2016 году открылся Метрополитен-Бройер, новое пространство знаменитого нью-йоркского музея.

Нынешний владелец передал «Портрет дамы с дочерью» Тициана на долгосрочное экспонирование, и появление шедевра в Доме Рубенса вполне закономерно: и сам бывший его владелец, и еще один антверпенский гений Антонис ван Дейк почитали венецианского мастера, вдохновлялись его работами и, как полагают исследователи, вполне могли видеть «Святого Тобиаса и ангела» в палаццо Барбариго.

Мэр Антверпена Барт де Вевер отмечает, что программа сотрудничества с частными коллекционерами, по сути, единственно возможный сейчас способ для многих европейских музеев получить произведения такого уровня: они появляются на арт-рынке чрезвычайно редко и стоят слишком дорого.

Помимо Тициана, сейчас в Доме Рубенса можно увидеть принадлежавшую Дэвиду Боуи алтарную композицию Тинторетто с изображением святой Екатерины, которая продавалась на аукционе Sotheby’s в ноябре прошлого года; новый владелец сразу после покупки за £190 тыс. объявил о намерении передать ее в антверпенский музей.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+