18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Марк Ротко, национальный герой Даугавпилса

На юго-востоке Латвии, в крепости Даугавпилса в следующем году откроется художественный центр, посвященный наследию Марка Ротко.

Именно в этом городе родился в 1903 году выдающийся американский абстракционист, который при рождении получил имя Маркус Яковлевич Роткович. Даугавпилс в то время входил в состав Российской империи и носил название Двинск.

Центр, на создание которого уйдет $5 млн, постарается привлечь во второй по величине город Латвии туристов из разных стран. В арт-центре Даугавпилса будут постоянно экспонироваться восемь оригинальных работ Ротко. Шесть из них безвозмездно переданы наследниками художника, две предоставлены вашингтонской Национальной галереей. В настоящее время в городском музее уже экспонируются высококачественные репродукции произведений Ротко. Руководитель центра Алексей Бурунов отмечает, что Даугавпилс не может позволить себе покупку оригиналов, поскольку их стоимость превышает весь годовой бюджет города.

Хотя официальное открытие арт-центра, приуроченное к 110-летию со дня рождения художника, намечено на сентябрь 2013 года, центр уже сегодня начал активную международную деятельность. Как шутят латвийские художники, работать с Ротко и не заразиться его экспрессивностью нельзя. С 13 июля по 3 августа в галерее Шауляйского университета (Литва) прошла выставка репродукций работ этого всемирно известного мастера, призванная популяризировать даугавпилсский художественный центр. В свете очередного рекорда, который был зафиксирован на майских торгах Christie’s в Нью-Йорке, когда холст художника Оранжевое, красное, желтое (1956) был продан неизвестному покупателю за $86,9 млн, этот пиар-шаг выглядит вполне обоснованным.

Даугавпилсский арт-центр Ротко задуман прежде всего как еще один «нерижский» проект (наряду с Рундальским замком и Турайдским музейным заповедником, ежегодно принимающими около 200 тыс. посетителей), ориентированный на иностранных гостей. Видимо, имя всемирно известного земляка показалось городским властям достаточно весомым аргументом и, помимо Министерства культуры Латвии, привлекло к реализации проекта Европейский фонд регионального развития и вашингтонскую Национальную галерею.

Страховку оригиналов, предоставленных Национальной галереей, берется обеспечить американская сторона, выставляя соответствующие счета городским властям. В связи с этим руководство арт-центра обратилось к правительству Латвии с просьбой о государственных гарантиях. Если договоренность по поводу госгарантий не будет достигнута, возникнет необходимость заключения отдельного договора между государством и самоуправлением о выделении дополнительных средств. По предварительным оценкам, на годовое содержание и экспонирование работ, включая доставку и страховку, потребуется около €70 тыс.

Капитальная реконструкция исторического здания Арсенала Даугавпилсской крепости, где располагается арт-центр, была начата в мае прошлого года. В итоге 85% расходов покрыл Европейский фонд, а оставшиеся 15% должен был покрыть вклад городских властей Даугавпилса, владельца арт-центра. Однако уже сегодня власти города приняли решение о двух кредитах на общую сумму в 1 млн латов (€700 тыс.), что не могло, конечно, не вызвать некоторого недоумения общественности: деньги берутся на фактически выполненные работы!

Но кураторы арт-центра не видят в кредитах ничего экстраординарного. Как подчеркивает Алексей Бурунов, пришло время внести свои 15% муниципалитету, а так как требуемых сумм в городской казне нет, приходится их занимать, тем самым обременяя бюджет города. Центр (и соответственно, производимые в нем работы) подразделяется на три блока. Так называемый блок «А» включает резиденции художников, кухню, лифт, две мастерские и хранилище для фонда картин, подаренных участниками пленэра Марка Ротко. Блок «С» предназначен для кафе, ресторана и конференц-залов. А в центральном блоке «В» расположатся выставочные, видеои биографические залы, где будут демонстрироваться фото- и киноматериалы.

Особую ценность, по словам А. Бурунова, представляет зал для экспонирования оригиналов Ротко. Он оборудован современными системами микроклимата, пожаротушения и охраны, выведенными на центральный пульт. Реконструируемый арт-центр на нынешний год ходатайствовал о выделении €280 тыс., но получил в два раза меньше, что, по мнению большинства представителей арт-общественности, немало для реалий сегодняшней Латвии. Окончательный объем государственного финансирования будет утвержден только в рамках бюджета страны на 2013 год, говорят руководители центра.

Пока что и эти средства придется изыскивать городскому самоуправлению, причем делать это придется в течение всего периода существования центра: опыт самых востребованных туристических объектов в Латвии доказывает, что заработать на собственные расходы не удастся, — даже самые популярные из них  самостоятельно покрывают не более 70% расходов. Никто всерьез не ожидает, что арт-центр Марка Ротко в Даугавпилсе станет здесь исключением. - Олег Серебряков

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+