Гид по революционным выставкам

Выставочные проекты к 100-летию революции представили почти все крупные музеи. TANR выбрала лучшие из тех, что можно посетить прямо сейчас

Государственный Эрмитаж

Лазарет в Николаевском зале Зимнего дворца. Октябрь 1915 г. Фото:  Государственный Эрмитаж
Лазарет в Николаевском зале Зимнего дворца. Октябрь 1915 г.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж к 100-летию революции представил сразу два проекта. Главный из них, «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь» (до 4 февраля 2018 года), разместился в Невской анфиладе и рассказывает о революции через призму истории Эрмитажа. В экспозиции, показывающей не только события 1917 года, но и жизнь прежних владельцев Зимнего, можно увидеть самые разные памятники эпохи — от сброшенного революционерами с Нового Эрмитажа двуглавого орла до броневика «Враг капитала», аналогичного тому, с которого Владимир Ленин произнес свою знаменитую речь. Отдельная часть выставки посвящена съемкам фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь», который создавался в Зимнем дворце. Еще один проект, «Печать и революция. Издания 1917–1922 годов в фондах Государственного Эрмитажа», название которого говорит само за себя, показывает более 200 книг, плакатов, лубков первых послереволюционных лет.


Государственный Русский музей

Натан Альтман. «Петрокоммуна». 1921. Фото: Государственный Русский музей
Натан Альтман. «Петрокоммуна». 1921.
Фото: Государственный Русский музей

В «Мечтах о мировом расцвете» (до 20 ноября) русский авангард, с которым у большинства ассоциируется революция, совместили с теми, кого в связи с событиями 1917 года и следующих десятилетий вспоминают гораздо реже. Помимо работ Казимира Малевича и Кузьмы Петрова-Водкина, здесь есть картины Валентина Серова, Ильи Репина, Павла Филонова, Бориса Григорьева и Александра Самохвалова, да и временной охват широкий — с 1903 по 1934 год. Последние дни работает еще один проект — «Плакат эпохи революции» (до 6 ноября), реконструирующий историю рождения узнаваемого и эффектного советского плаката.


Государственный исторический музей

Шлем-буденовка. Подарок В.И.Ленину. РСФСР. Фото: Государственный исторический музей
Шлем-буденовка. Подарок В.И.Ленину. РСФСР.
Фото: Государственный исторический музей

Выставка «Энергия мечты. К 100-летию Великой российской революции» (до 19 февраля 2018 года) дает возможность впервые увидеть многие экспонаты из уже не существующего Центрального музея В.И.Ленина, фонды которого были переданы Историческому музею. Шесть разделов выставки охватывают самые разные аспекты жизни нового государства — от Гражданской войны, индустриализации и конструктивизма до ликбеза и пропаганды здорового образа жизни.


Государственная Третьяковская галерея

Кузьма Петров-Водкин. «Полдень. Лето». 1917. Холст, масло. Фото: Государственный Русский музей
Кузьма Петров-Водкин. «Полдень. Лето». 1917. Холст, масло.
Фото: Государственный Русский музей

Большинство работ, показанных в проекте «Некто 1917» (до 14 января 2018 года) в Новой Третьяковке, были созданы в 1917-м или в ближайшие годы — кураторы хотели исследовать и показать, как крупнейшие художники видели свое время и творили в переломный для страны год. Выставка готовилась на протяжении трех лет, за это время были отобраны работы самого широкого круга авторов — от Михаила Нестерова до Василия Кандинского.


Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Цай Гоцян. Выставка «Октябрь» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Stoyan Vassev/TASS
Цай Гоцян. Выставка «Октябрь» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Stoyan Vassev/TASS

Один из самых известных китайских художников современности Цай Гоцян, хоть и давно живет в США, до сих пор сохранил любовь к соцреализму, который в прошлом веке сильно повлиял на китайскую живописную традицию. В московском проекте «Октябрь» (до 11 ноября) художник поразмышлял над событиями 100-летней давности, определившими судьбу не только России, но и его родной страны. Впрочем, работы художника от соцреализма далеки: зрителей ждут инсталляции, видео и его знаменитая пороховая живопись.


Институт русского реалистического искусства

Александр Лабас. «У пушки». Из серии «На маневрах». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Александр Лабас. «У пушки». Из серии «На маневрах».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Серия Александра Лабаса «Октябрь» (до 10 декабря), которую показывают в ИРРИ, была написана уже после революции: художник начал работать над ней в 1920-х, а последние картины написал в 1970-х. Среди произведений цикла есть живопись и графика, фиксирующая самые яркие моменты меняющейся реальности (Лабасу в 1917 году было 17 лет, и революционные события впечатлили его на всю жизнь). Работы художника сопровождают документальные свидетельства: фотографии того времени из коллекции Мультимедиа Арт Музея и архивные документы.


Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Сергей Чехонин. Тарелка «Царству рабочих и крестьян не будет конца». 1922. Фото: Музей декоративно-прикладного и народного искусства
Сергей Чехонин. Тарелка «Царству рабочих и крестьян не будет конца». 1922.
Фото: Музей декоративно-прикладного и народного искусства

В Музее декоративно-прикладного и народного искусства показывают изделия первых послереволюционных десятилетий. Участвуют в экспозиции и откровенно пропагандистские вещи, как, например, тарелка «Царству рабочих и крестьян не будет конца» (1922) с рисунком Сергея Чехонина, и лиричные образы новых советских людей, воплотившиеся в мелкой пластике Натальи Данько.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+