18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гид по революционным выставкам

Выставочные проекты к 100-летию революции представили почти все крупные музеи. TANR выбрала лучшие из тех, что можно посетить прямо сейчас

Государственный Эрмитаж

Лазарет в Николаевском зале Зимнего дворца. Октябрь 1915 г. Фото:  Государственный Эрмитаж
Лазарет в Николаевском зале Зимнего дворца. Октябрь 1915 г.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж к 100-летию революции представил сразу два проекта. Главный из них, «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь» (до 4 февраля 2018 года), разместился в Невской анфиладе и рассказывает о революции через призму истории Эрмитажа. В экспозиции, показывающей не только события 1917 года, но и жизнь прежних владельцев Зимнего, можно увидеть самые разные памятники эпохи — от сброшенного революционерами с Нового Эрмитажа двуглавого орла до броневика «Враг капитала», аналогичного тому, с которого Владимир Ленин произнес свою знаменитую речь. Отдельная часть выставки посвящена съемкам фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь», который создавался в Зимнем дворце. Еще один проект, «Печать и революция. Издания 1917–1922 годов в фондах Государственного Эрмитажа», название которого говорит само за себя, показывает более 200 книг, плакатов, лубков первых послереволюционных лет.


Государственный Русский музей

Натан Альтман. «Петрокоммуна». 1921. Фото: Государственный Русский музей
Натан Альтман. «Петрокоммуна». 1921.
Фото: Государственный Русский музей

В «Мечтах о мировом расцвете» (до 20 ноября) русский авангард, с которым у большинства ассоциируется революция, совместили с теми, кого в связи с событиями 1917 года и следующих десятилетий вспоминают гораздо реже. Помимо работ Казимира Малевича и Кузьмы Петрова-Водкина, здесь есть картины Валентина Серова, Ильи Репина, Павла Филонова, Бориса Григорьева и Александра Самохвалова, да и временной охват широкий — с 1903 по 1934 год. Последние дни работает еще один проект — «Плакат эпохи революции» (до 6 ноября), реконструирующий историю рождения узнаваемого и эффектного советского плаката.


Государственный исторический музей

Шлем-буденовка. Подарок В.И.Ленину. РСФСР. Фото: Государственный исторический музей
Шлем-буденовка. Подарок В.И.Ленину. РСФСР.
Фото: Государственный исторический музей

Выставка «Энергия мечты. К 100-летию Великой российской революции» (до 19 февраля 2018 года) дает возможность впервые увидеть многие экспонаты из уже не существующего Центрального музея В.И.Ленина, фонды которого были переданы Историческому музею. Шесть разделов выставки охватывают самые разные аспекты жизни нового государства — от Гражданской войны, индустриализации и конструктивизма до ликбеза и пропаганды здорового образа жизни.


Государственная Третьяковская галерея

Кузьма Петров-Водкин. «Полдень. Лето». 1917. Холст, масло. Фото: Государственный Русский музей
Кузьма Петров-Водкин. «Полдень. Лето». 1917. Холст, масло.
Фото: Государственный Русский музей

Большинство работ, показанных в проекте «Некто 1917» (до 14 января 2018 года) в Новой Третьяковке, были созданы в 1917-м или в ближайшие годы — кураторы хотели исследовать и показать, как крупнейшие художники видели свое время и творили в переломный для страны год. Выставка готовилась на протяжении трех лет, за это время были отобраны работы самого широкого круга авторов — от Михаила Нестерова до Василия Кандинского.


Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Цай Гоцян. Выставка «Октябрь» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Stoyan Vassev/TASS
Цай Гоцян. Выставка «Октябрь» в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Stoyan Vassev/TASS

Один из самых известных китайских художников современности Цай Гоцян, хоть и давно живет в США, до сих пор сохранил любовь к соцреализму, который в прошлом веке сильно повлиял на китайскую живописную традицию. В московском проекте «Октябрь» (до 11 ноября) художник поразмышлял над событиями 100-летней давности, определившими судьбу не только России, но и его родной страны. Впрочем, работы художника от соцреализма далеки: зрителей ждут инсталляции, видео и его знаменитая пороховая живопись.


Институт русского реалистического искусства

Александр Лабас. «У пушки». Из серии «На маневрах». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Александр Лабас. «У пушки». Из серии «На маневрах».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Серия Александра Лабаса «Октябрь» (до 10 декабря), которую показывают в ИРРИ, была написана уже после революции: художник начал работать над ней в 1920-х, а последние картины написал в 1970-х. Среди произведений цикла есть живопись и графика, фиксирующая самые яркие моменты меняющейся реальности (Лабасу в 1917 году было 17 лет, и революционные события впечатлили его на всю жизнь). Работы художника сопровождают документальные свидетельства: фотографии того времени из коллекции Мультимедиа Арт Музея и архивные документы.


Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Сергей Чехонин. Тарелка «Царству рабочих и крестьян не будет конца». 1922. Фото: Музей декоративно-прикладного и народного искусства
Сергей Чехонин. Тарелка «Царству рабочих и крестьян не будет конца». 1922.
Фото: Музей декоративно-прикладного и народного искусства

В Музее декоративно-прикладного и народного искусства показывают изделия первых послереволюционных десятилетий. Участвуют в экспозиции и откровенно пропагандистские вещи, как, например, тарелка «Царству рабочих и крестьян не будет конца» (1922) с рисунком Сергея Чехонина, и лиричные образы новых советских людей, воплотившиеся в мелкой пластике Натальи Данько.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+