18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже крутят «Октябрь» Сергея Эйзенштейна

№58
Материал из газеты

Музей воссоздал историю фильма о взятии Зимнего. Выставка расположится в залах, где разворачивались революционные события и снималась картина

Тот факт, что в октябре 1917 года не было никакого штурма Зимнего дворца, давно известен. Музей же исследует механику возникновения героического мифа. К десятилетию Октябрьской революции кинорежиссеры Сергей ­Эйзенштейн и Григорий Александров получили партийное задание снять о ней кинокартину. Собрав воспоминания участников событий, авторы будущего фильма поняли, что они сильно разнятся. И сочинили свой эффектный эпизод с огромной толпой, бегущей от арки Главного штаба через Дворцовую площадь на штурм Зимнего, кадры с матросом, перелезающим через ажурные главные ворота, перестрелку на парадной Иорданской лестнице. И холостой выстрел «Авроры». Очень скоро эти фрагменты фильма стали использоваться как документальная кинохроника.

Киногруппа работала в Зимнем дворце, что называется, in situ, на ходу меняя сценарий. Кое-что придуманное и даже отснятое не вошло в картину, как сцены в лазарете, бельевой, кочегарке. 

На роль Ленина из-за внешнего сходства был назначен пролетарий Василий Никандров. Известно, что Александров жаловался Эйзенштейну на Никандрова, который регулярно нарушал «спортивный режим». Зато киногруппа захотела и получила статуэтки из Кунсткамеры, ради съемок средь бела дня останавливалось трамвайное движение и разводился Дворцовый мост. Соорудили дополнительную электростанцию, еще четыре «молотили» на кино, оставляя без света соседние кварталы. «Наш администратор маленький Сомов стал похож на главнокомандующего. Его заботы сейчас: довольствие ­войск, эшелоны из Луги, разработка оцепления конной и пешей милицией», — писал Сергей Эйзенштейн в дневнике. 

После выхода на экраны «Октябрь» раскритиковали. По мнению Эйзенштейна, о фильме судили по «потемкинскому канону», то есть по кинокартине «Броненосец „Потемкин“» 1925 года. Тем не менее «Октябрь» продержался на экранах до 1933-го. 

Через несколько лет Жан Ренуар, снимая свою «Марсельезу», использовал наработки Эйзенштейна и Александрова.
Выставка расположится в залах, где разворачивались революционные события и снималась картина. Первая часть — демонстрация фильма «Октябрь». Вторая — информационные стенды с историей съемок. Третья — документальный ролик, воспроизводящий материалы из РГАЛИ и архив Александрова из коллекции Александра Добровинского. Оттуда же фото Эйзенштейна, сидящего в халате у камина в библиотеке Николая II, и плакат кинотеатра «Форум» на Садовой-Сухаревской (ныне полуразрушенного), призывающий посмотреть «шедевр кинематографии». Революционное немое кино требовало многократного усиления.  

Государственный Эрмитаж
Сергей Эйзенштейн. «Октябрь» в Зимнем
7 ноября 2017 – 5 марта 2018

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+