18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Топ-лоты русских торгов: в Лондон через Москву

В начале ноября сразу три аукционных дома проведут в российской столице выставки в преддверии лондонских торгов русского искусства

Sotheby’s, 1–2 ноября
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, флигель «Руина»

ул. Воздвиженка, д. 5/25
Часы работы: 11:00 – 21:00

На этот раз Sotheby’s показывает во флигеле Музея архитектуры топ-лоты сразу трех аукционов: «Русская живопись», «Русское декоративно-прикладное искусство» и «Искусство Советского Союза». Экспозиция разместится на двух этажах недавно отреставрированной «Руины» и будет буквально революционной с точки зрения дизайна: Sotheby’s впервые откажется от своего фирменного цвета стен в пользу красного — это своеобразный оммаж 100-летию революции 1917 года.

На протяжении двух дней, 1 и 2 ноября, можно будет увидеть 35 произведений c ноябрьских торгов, в том числе работы Ивана Айвазовского, Константина Сомова, Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой, а также Таира Салахова, Гриши Брускина, Семена Файбисовича и Рината Волигамси. В центре внимания, несомненно, окажется картина Николая Фешина из собрания калифорнийского Художественного музея Сан-Диего. Портрет ученицы Фешина, художницы и мецената Надежды Сапожниковой, оценивается в £1,2–1,8 млн.

В Москву привезут целиком коллекцию живописи и гуашей Александры Экстер 1930-х годов, принадлежавшую Ихно Эзратти. Парижский бизнесмен еврейского происхождения был фактически обязан этой художнице жизнью — во время немецкой оккупации и массовой отправки евреев в лагеря смерти в 1942 году Экстер удалось укрыть его. После окончания войны Эзратти смог вернуть свое состояние, и тут уже он начал помогать Экстер. В последние годы ее жизни он стал близким другом, а после смерти и исполнителем ее завещания. Основную часть творческого наследия «амазонки авангарда» он отправил в Нью-Йорк художнику Симону Лиссиму, ученику, душеприказчику и фактически наследнику Экстер. Однако сам Эзратти также унаследовал несколько работ, и вместе с теми произведениями, которые он приобрел еще при жизни автора, они составляют коллекцию из 14 вещей. Сейчас наследники Эзратти приняли решение распродать собрание на Sotheby’s.


MacDougall’s, 2–3 ноября
Дом Зубовых на Таганке

ул. А. Солженицына, д. 9, стр. 1
Часы работы: 12:00 – 17:00

Предаукционная выставка русского искусства MacDougall’s пройдет в доме Зубовых на Таганке 2 и 3 ноября. Выставка будет более скромной по объему, всего 13 работ, но по части первых имен MacDougall’s не отстает: здесь Василий Поленов, Александр Дейнека, Константин Коровин, Сергей Судейкин, Борис Григорьев. В основном это произведения из двух крупных зарубежных частных собраний, так что выставка в особняке Зубовых — уникальная возможность увидеть, например, картину Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» или две работы Василия Поленова из евангельского цикла, прежде чем они попадут в руки новых владельцев.

Двухметровое полотно Александра Дейнеки «Герои первой пятилетки» 1936 года (эстимейт £2–3 млн) станет одним из главных украшений экспозиции. Это первый вариант панно для легендарной Всемирной выставки в Париже 1937 года (советский павильон проектировал Борис Иофан, а венчала его скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»). Дейнека в цикле монументальных композиций для павильона разрабатывал тему нового советского героя-труженика. Все произведения из того цикла, кроме выставленного на торги, ныне находятся в музейных собраниях.

Не менее интересны два полотна Василия Поленова, относящиеся к циклу «Из жизни Христа», тем более что обе картины появились на художественном рынке впервые за последние 100 лет. Это композиции «Решил идти в Иерусалим» и «Христос и Мария Магдалина» (эстимейт £360–500 тыс.). Кроме того, на выставке в Москве будут представлены натюрморт Константина Горбатова из семьи художника, холст редчайшего чеченского художника XIX столетия Петра Захарова-Чеченца и советский классик Андрей Мыльников, ставший одним из основоположников школы масляной живописи в Китае.


Christie’s, 9–10 ноября
Офис Christie’s в Москве

Романов пер., д. 2/6–13
Часы работы: 9 ноября 10:00 – 18:00, 10 ноября 10:00 – 15:00

Экспозиция Christie’s обещает быть камерной (она поместится в небольшом выставочном зале московского офиса аукционного дома), но изысканной. Во-первых, в Москву привезут очень редкую коллекцию предметов фирмы Фаберже с безупречным провенансом. По словам главы русского отдела Christie’s Алексея Тизенгаузена, «эту коллекцию собирал один человек более чем 30 лет назад, собирал мало и аккуратно и очень ценил мастерство Фаберже». Вещи из коллекции выставлялись на всех значимых выставках. Также можно будет увидеть серебряные ковши, ордена Святого Андрея и Александра Невского и кинжал, по легенде принадлежавший самому Шамилю, предводителю кавказских горцев в войне с Российской империей и национальному герою народов Северного Кавказа.

В разделе живописи будут показаны работы Василия Верещагина, Аполлинария Васнецова, Натальи Гончаровой и Марии Васильевой. Настоящая находка — не поздняя, эмигрантская, а ранняя (1906 года) Наталья Гончарова из итальянского частного собрания. Натюрморт «Белые георгины» выставлен на торги с оценкой £350–500 тыс. Русский художник-баталист, офицер и путешественник Василий Верещагин наиболее востребован отечественными коллекционерами за свои виды экзотического Востока и изображения Тадж-Махала, но на этот раз представлен необычной композицией на религиозную тему «Святое семейство» 1884–1885 годов (эстимейт £300–500 тыс.). Зато певец допетровской Руси Аполлинарий Васнецов у Christie’s почти хрестоматийный — разве что изображены не московские, а новгородские древности. «Прошлое Великого Новгорода» 1901 года оценивается в £350–450 тыс. Наконец, русская француженка Мария Васильева фигурирует здесь с написанным в 1921 году видом легендарного парижского кафе «Ротонда», излюбленного места художников и писателей (эстимейт £180–250 тыс.).

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+