18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выход в регионы — наш долг

№57
Материал из газеты

Директор Третьяковской галереи рассказывает о том, зачем столичный музей везет свои шедевры в провинцию

Когда в начале 2015 года я пришла на должность, я стала получать одно за другим отказные письма от директоров региональных музеев, в которых были запланированы выставки из нашего собрания. Причина была одной и той же — отсутствие финансирования. Тогда мы поняли, что если сами не возьмемся за решение этой проблемы, то жители регионов, которым сегодня безумно сложно и дорого выбраться в Москву или Санкт-Петербург, окажутся отрезанными от того, что хранится в центральных музеях, от того лучшего, что создано в русском искусстве.

Прежде всего нужно было найти финансирование. Это оказалось возможным благодаря, например, работе с нашими парт­нерами, у которых есть градообразующие предприятия в регионах. В других случаях стали помогать местные власти — как происходит сейчас с нашей выставкой в Челябинске или с выставкой, прошедшей в 2016 году во Владивостоке. Но все же большинство региональных проектов теперь осуществляется на спонсорские деньги.

Есть такая подсознательная мысль: как можно снять шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи и послать их на выставку в провинцию? Рука не поднимается! Первым прорывом для нас стала выставка 2016 года в Нижнем Новгороде, на которой мы представили 26 произведений искусства из постоянной экспозиции, причем из числа исключительно редко выдаваемых. Музею к приезду выставки удалось отремонтировать свои залы, установить там профессиональный свет.
Нет смысла прокатывать по регионам так называемые передвижные выставки, что, конечно, было бы для нас легче.

Специальные проекты, придуманные с учетом того художественного собрания, куда мы их везем, интересов, востребованных в конкретном регионе, будут проходить гораздо успешнее. Тем более что и люди будут понимать, что этот проект сделан Третьяковской галереей специально для них: для этого музея, для зрителей в этом городе. Такие выводы дали возможность серьезно приступить к проекту «Гений века» в Казани (апрель — сентябрь 2017 года). Президент Татарстана господин Минниханов после нашей встречи поверил в то, что серьезное финансовое обеспечение даст возможность реализовать исключительный проект, который позволит изменить отношение публики к художественным выставкам в Казани. На «Гении века» из 70 картин 22 были из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, и стало очевидным, что по качеству они не уступают нашим. Так выставка помогла публике по-новому взглянуть и на собрание собственного музея. Думаю, то, что он сейчас получил финансирование на ремонт своих экспозиционных пространств, произошло в том числе благодаря этой выставке, благодаря осознанию того, что там хранятся уникальные сокровища, которые надо показывать должным образом.

Сейчас совместно с Татарстаном мы работаем над выставочной программой, рассчитанной на три года. Следующей будет выставка Булата Галеева — проект совсем иного рода, чем «Гений века», но столь же сложный и комплексный. Затем в 2018 году мы откроем выставку передвижников, где попробуем по-новому представить этот феномен.

Этот высокий стандарт мы стараемся выдерживать и на нашей следующей региональной выставке «Окна в Россию», организованной совместно с Институтом русского реалистического искусства, которую мы откроем в ноябре во Владивостоке. Сейчас мы также работаем над созданием представительства Третьяковской галереи во Владивостоке, на следующем этапе мы откроем там филиал нашего музея.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+