18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Император вместо князя, Милан вместо Корсуни

№57
Материал из газеты

После научной реставрации и выявления подлинной иконографии Третьяковка представляет полотно кисти Андрея Иванова — отца создателя «Явления Христа народу»

Небольшая выставка под названием «Судьба одной картины Андрея Иванова: исследование и реставрация» будет внедрена в постоянную экспозицию музея в Лаврушинском переулке с середины октября сроком на три месяца. По замыслу куратора Светланы Степановой демонстрацию полотна «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» сопроводит мультимедийный рассказ о ходе изысканий и реставрационных работ. Это как раз тот случай, когда мультимедиа не просто дань моде, а важная смысловая составляющая проекта в целом.

Участь картины, написанной в 1829 году, оказалась весьма непростой. В собрание Третьяковской галереи она поступила в 1968-м под названием «Крещение князя Владимира в Корсуни». Именно так аттестовала ее вдова известного коллекционера, врача-кардиолога Андрея Арендта, передавшая полотно в музей. Это название закрепилось в документах, несмотря на неуверенность специалистов. Бралось под сомнение и авторство, даже наличие подписи убеждало не всех. Но как раз эти подозрения развеялись в первую очередь в процессе исследований 2015–2016 годов.

При каких обстоятельствах картина появилась в коллекции Арендта, неизвестно, зато удалось установить, что она относилась к числу выполненных на заказ Андреем Ивановым, профессором петербургской Академии художеств, для православного храма в Пекине. В ту пору, в 1820-е годы, Русская духовная миссия в Китае находилась на подъеме и государство озаботилось поновлением и украшением тамошних церквей. В частности, рекомендовалось «написать в С.-Петербурге на холсте новые образа рукою лучшаго живописца и доставить оные в Пекин при первом удобном случае».

Этим «лучшим живописцем» и стал Андрей Иванов, создавший в два приема, в 1823 и 1829 годах, совокупно 18 полотен «священного содержания». Степень его вовлеченности в «проект» была столь высока, что он даже намеревался отправить в Пекин своего сына Александра в качестве штатного художника при духовной миссии — на целых 12 лет. Как известно, младший Иванов все же предпочел Италию.

Картины Андрея Ивановича, написанные для Китая, бесследно исчезли в XX веке — все, кроме одной, той самой, что представляет сейчас Третьяковская галерея. Детальное изучение позволило переатрибутировать сюжет. Версия с крещением князя Владимира окончательно отпала, и теперь можно уверенно утверждать, что здесь изображена сцена из жития миланского епископа Амвросия, почитаемого святым не только в католичестве, но и в православии. Хотя эпизод, в котором Амвросий не допускает к причастию императора Феодосия, обагрившего руки кровью восставших фессалоникийцев, гораздо чаще использовался в западном искусстве (вспомнить хотя бы полотна Рубенса и Ван Дейка на этот сюжет), все-таки и для отечественной традиции он не совсем чужд. Как полагает Светлана Степанова, такой сюжет мог быть выбран для духовной миссии в Китае в качестве нравоучительного. В любом случае нынешнее название картины соответствует официальному списку 1829 года и устраняет былую путаницу.

Перипетии бытования полотна сказались и на его сохранности. Характер изломов холста и утрат красочного слоя заставляет предположить, что картина долгое время хранилась в сложенном виде. К тому же над ней когда-то не единожды поработали не слишком умелые реставраторы — скажем, полотно было дублировано на более тонкий холст с нарушением технологии. По этой причине не удалось полностью устранить деформацию авторского холста. Пришлось повозиться реставратору ГТГ Ивану Салахову и с многочисленными позднейшими записями, которые изменились в тоне и существенно потемнели.

Ход исследований и реставрации картины подробно описан в сборнике «Третьяковские чтения — 2016: Материалы отчетной научной конференции». Мультимедийный же дайджест на выставке будет, конечно, не столь содержательным, зато наверняка эффектным и эмоциональным.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+