18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Биеннале между Востоком и Западом

Во Владивостоке после четырехлетнего перерыва открылась биеннале визуальных искусств. Темой выставки стала «Морфология порта», однако большее влияние на художников, похоже, оказали местоположение города и связанные с этим социокультурные особенности

Бу Джихён. «Существование сети». Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Группа «ЕлиКука» (Олег Елисеев и Евгений Куковеров). «К Востоку прилагается Запад, или К дивану прилагается хвост». ЦСИ «Заря». Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Сергей Дробноход. Из серии «Исповедь художника». Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Чжан Юй. «Наполняя водой». Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Ван Шаоцян. «Деконструкция и сосуществование». Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Куратор 9-й Владивостокской биеннале визуальных искусств Сян Липин на фоне  видеодокументации перформанса Марины Абрамович и Улая «Энергия покоя». Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Роман Иванищев, Ксения Фролова. Художник-иллюстратор Елена Коляда. «Плоды воображения. Невельской». Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Илья и Эмилия Кабаковы. «Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта». Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Бу Джихён. «Существование сети».
Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Группа «ЕлиКука» (Олег Елисеев и Евгений Куковеров). «К Востоку прилагается Запад, или К дивану прилагается хвост». ЦСИ «Заря».
Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Сергей Дробноход. Из серии «Исповедь художника».
Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Чжан Юй. «Наполняя водой».
Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Ван Шаоцян. «Деконструкция и сосуществование».
Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Куратор 9-й Владивостокской биеннале визуальных искусств Сян Липин на фоне видеодокументации перформанса Марины Абрамович и Улая «Энергия покоя».
Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Роман Иванищев, Ксения Фролова. Художник-иллюстратор Елена Коляда. «Плоды воображения. Невельской».
Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia
Илья и Эмилия Кабаковы. «Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта».
Фото: Алексей Чирков / The Art Newspaper Russia

В столице Приморья открылась 9-я Владивостокская биеннале визуальных искусств (VIBVA) — 2017. Тема выставки была обозначена организаторами как «Морфология порта». Внутри этой широкой темы приглашенный куратор Сян Липин, отвечающая за основную программу, предложила поговорить о «правилах игры». Руководитель выставочного отдела Power Station of Art, первого в Китае государственного музея современного искусства, за плечами которой биеннале в Шанхае и Сингапуре, выбрала для своей программы десять художников. Все авторы так или иначе говорили о соревновательности, состязаниях и конкуренции, без которых, по убеждению куратора, невозможен не только феномен игры, но и человеческие взаимоотношения в принципе.

Изначально всю биеннале планировалось разместить и показать на 7 тыс. кв. м набережной Цесаревича на северном берегу бухты Золотой Рог. По словам организаторов, это позволило бы выстраивать произведения в единые смысловые ряды. Однако от идеи пришлось отказаться из-за обстоятельств, а Сян Липин и художникам параллельной и специальной программ предложили площадки в городе и на острове Русский. В итоге произведениями искусства оказались заняты некоторые фортификационные сооружения мемориального комплекса «Ворошиловская батарея» и фактически все экспозиционные мощности и культурные институции Владивостока. В их числе залы и здания, где в скором времени откроются филиалы Третьяковской галереи и Эрмитажа.

Так, в одном из корпусов Приморской картинной галереи, где в будущем расположится Третьяковка, в рамках основной программы разместилась инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Двадцать способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта», впервые показанная публике в 1997 году. Инсталляция представляет собой большой стол, сервированный на 20 персон. По центру лежит яблоко, до которого сидящий за столом человек не смог бы дотянуться. Рядом с тарелками и приборами находятся иллюстрированные тексты с описанием всевозможных вариантов выхода из ситуации и получения желанного объекта.

В коворкинге «3-е место», расположенном неподалеку, в Старом дворике ГУМа (здание бывшего торгового дома Кунста и Альберса во Владивостоке превратили в креативный кластер вроде столичного «Красного Октября»), гостям биеннале показали видеодокументацию знаменитого перформанса Марины Абрамович и Улая «Энергия покоя» (1980), в котором пара художников растянула между собой лук с настоящей стрелой.

На минус третьем этаже Ворошиловской батареи нашли место «Завоеватели Арктики» Ольги Киселевой, директора Института науки и искусства Университета Сорбонна и главного редактора журнала Plastik Art&Science. Нет-арт-работа показывает, как некогда свободная территория Арктики наполняется логотипами корпораций, вторгшихся сюда для изысканий.

Если в произведениях европейских авторов основной программы соответствие «правилам игры» не вызывает сомнений, то язык азиатских художников — из Китая, Кореи и Японии — часто требует или дополнительного авторского/кураторского комментария, или вовсе провоцирует на то, чтобы оставить попытки осмысления работы в пользу восприятия ее визуальной составляющей. В здании будущего центра «Эрмитаж-Владивосток» свою инсталляцию «Существование сети» представила корейская художница Бу Джихён. Рассыпав в зале с колоннами ни много ни мало 20 т морской соли, она подсветила пространство голубоватым светом свисающих с потолка рыболовных ламп. Китаец Ван Шаоцян показал на биеннале полотно «Деконструкция и сосуществование», в котором, сохраняя процентное соотношение цветов, он представил флаги разных стран мира. Еще над одним масштабным проектом, уже на острове Русский, работал другой художник из Китая, Чжан Юй. Его тотальная инсталляция под названием «Наполняя водой» состояла из расставленных на берегу 5 тыс. белых фарфоровых чаш, куда автор терпеливо наливал воду. В описании работы Сян Липин пишет о роли фарфора в истории Китая и отмечает, что «его глянцевый блеск и хрупкость являются отражением человеческих желаний и ненасытности и говорят о славе народа в прошлом, а также о бедствиях и страданиях, выпавших на его долю в современной истории».

Владивостокские художники, представленные наряду с другими авторами из России в рамках параллельной и специальной программ биеннале, чаще говорили на местные темы и о местных героях. В выставочном пространстве ГУМа демонстрируется проект «Плоды воображения. Невельской». Его авторы Роман Иванищев и Ксения Фролова в виде комикса в стиле японской манги рассказали историю адмирала Геннадия Невельского. Амурская экспедиция Невельского 1849–1855 годов кардинально изменила представления о Дальнем Востоке и тамошние интересы Российской империи, доказав, в частности, что Сахалин — это остров, а в Амур можно зайти на морских судах. Авторы отмечают, что показали публике только рабочие материалы к проекту, и надеются в будущем выпустить графический роман в стиле манга, фильм и мультфильм на эту тему. Сергей Дробноход на площадке ГУМа предъявил в серии фотографий «Исповедь художника» еще одного героя Владивостока — своего коллегу Александра Киряхно. С работами последнего можно познакомиться на выставке «Край бунтарей. Современное искусство Владивостока 1960–2010», которая до 8 октября будет идти в Московском музее современного искусства.

Наиболее ярко и иронично на тему вечного несовпадения Востока и Запада высказалась арт-группа «ЕлиКука» на своей выставке «К Востоку прилагается Запад, или К дивану прилагается хвост» в Центре современного искусства «Заря». Бонусом к десятку работ, занявших стены малого зала, зрителю предложили вымазать маслом занимающих центральное место в экспозиции каменных морских котиков.

Позднее к биеннале присоединится куратор Полина Борисова, успевшая в этом году провести во Владивостоке выставку «Вечный двигатель. Русское кинетическое искусство». На биеннале она привозит выставку «Пейзажи и натюрморты на морскую тему», где сравнит картины своего отца Леонида Борисова с созданными специально к проекту произведениями приморского художника Кирилла Крючкова.

Продлится 9-я Владивостокская биеннале визуальных искусств до 20 октября.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+