18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Великий импрессионист оказался выдающимся коллекционером

№56
Материал из газеты

Клод Моне покупал картины друзей-художников у них самих, их маршанов и наследников

Мало кто знает, что Клод Моне (1840–1926) был еще и азартным коллекционером. Но эту часть жизни он скрывал от посторонних глаз. В его доме в Живерни на виду были лишь японские гравюры. Картины же, которыми он дорожил и на которые не жалел денег, висели в его спальне. «Просто я эгоист, и моя коллекция предназначена исключительно для меня и нескольких друзей», — говорил художник. Информацию о коллекции кураторам пришлось собирать по крупицам, и история эта сродни детективной. Единственная инвентарная опись, составленная нотариусом после смерти художника, сгорела вместе с архивами нормандской коммуны Лез-Андели в 1940 году. А единственный наследник, старший сын Мишель Моне, получивший после смерти отца искусства и имущества на сумму не менее 5 млн франков, распродал все, что представляло ценность. Картины Камиля Коро, Огюста Ренуара, Поля Сезанна разошлись еще до Второй мировой и на годы вперед оплатили ему затратное увлечение африканским сафари. А все, что осталось: картины самого Моне и небольшие портреты отца и матери кисти Ренуара, — бездетный сын передал Музею Мармоттана.

Отправной точкой коллекции считается портрет-шарж Моне (1859–1861) Шарля Мари Луйе. Они учились вместе в Гавре и по молодости зарабатывали карикатурами. Он стал первым в собрании портретов Моне.

С 1859 по 1889 год коллекция пополнялась главным образом за счет подарков. Пока он начинающий художник, а вместе с женой Камиллой они красивая пара. Их пишут и им дарят. Рассказывают, что как-то вечером Ренуар заскочил в Аржантёй к своему доброму приятелю Клоду, а там в саду Камилла играла с сыном — и он не удержался, взял краски и кисти друга, набросал их портрет и подарил хозяину дома («Мадам Моне с сыном», 1874). И это едва ли не единственная вещь Ренуара, за которую Моне не заплатил ни франка. Начиная с 1890-х у Моне появляются серьезные американские покупатели, его картины быстро растут в цене — и он приобретет как минимум пять важных работ своего друга. За «Мечеть. Арабский праздник» (1881) выложил не менее 10 тыс. франков парижским маршанам! Моне часто видели на предаукционных выставках в Париже, но никогда в зале на торгах: покупки он передоверял.

Поль Сезанн еще один любимый художник уже состоявшегося Моне-коллекционера. Есть история о том, как он выудил Сезанна у «папаши Мартена» — маршана, торговавшего импрессионистами. За свой пейзаж Моне хотел 100 франков, но у Мартена было только 50, и недостающее покрыл один Сезанн. Самой же знаменитой картиной Сезанна у Моне был «Негр Сципион».

Обменивался Моне и с Огюстом Роденом. Своему другу он подарил пейзаж Бель-Иля, а тот ему — бронзу «Молодая мать в пещере».

Но большая часть собрания — приобретения. Начиная с 1900 года картины художнику поставляли такие зубры арт-рынка, как Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар.

Так, благодаря Дюран-Рюэлю он выкупил несколько портретов детей его второй супруги. Ее первый муж, некогда успешный коммерсант и коллекционер Эрне Ошеде, заказывал портреты их шестерых детей самым модным художникам, но в итоге продал коллекцию за долги. Моне задался целью вернуть хотя бы часть своих работ из этого числа. На парижскую выставку из Национального музея европейского искусства в Токио приедет «Мальчик в цветах» (1876) — портрет пасынка художника, Жака Ошеде.


Музей Мармоттан-Моне
Моне-коллекционер
14 сентября – 14 января 2018

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+