18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Валерия Роднянская: «У нас практически отсутствует коммуникация между арт-миром и просвещенной публикой»

На Cosmoscow 2017 стенд галереи Shaltai Editions был удостоен почетной премии жюри ярмарки. Директор галереи Валерия Роднянская рассказала ТANR о том, как продвигает тиражное искусство в России

Команда Shaltai Editions: Дарья Покрасс, Валерия Роднянская и Антонио Джеуза на стенде галереи на ярмарке Cosmoscow 2017. Фото: Анна Тимерина
Команда Shaltai Editions: Дарья Покрасс, Валерия Роднянская и Антонио Джеуза на стенде галереи на ярмарке Cosmoscow 2017.
Фото: Анна Тимерина

Сразу вопрос: как возникла идея заняться тиражным искусством? Почему выбрана именно эта область?

Потому что его у нас никто не производит, потому что мне это интересно и я верю в то, что на него обязательно, рано или поздно, должен возникнуть спрос. Потому что художникам всегда интересно пробовать новые техники и технологии, художник по определению открыт эксперименту. Для художников это часто становится некоторым новым опытом, потому что задача работы в тиражной технике одновременно является вызовом, накладывая ограничения, и открывает новые возможности.

Как бы вы определили целевую аудиторию Shaltai Editions? Кто ваши потенциальные покупатели?

Когда я думала над концепцией галереи, то исходила из того, что у нас практически отсутствует коммуникация между арт-миром и просвещенной публикой. И я вижу свою задачу в том, чтобы найти возможность коммуникации с молодым и образованным потребителем искусства, потому что доступные авторские произведения искусства могут быть интересны очень широкому кругу покупателей и начинающих коллекционеров.

Каков порядок цен на тиражную графику современных российских художников?

Мы работаем в диапазоне от 30 тыс. до 300 тыс. руб.

Литография Александры Паперно из серии «Комнаты».  2017. Стоимость €500–600. Стенд Shaltai Editions на ярмарке Cosmoscow 2017
Литография Александры Паперно из серии «Комнаты».  2017. Стоимость €500–600. Стенд Shaltai Editions на ярмарке Cosmoscow 2017

В чем особенности рынка принтов? Как он развивается в мире и у нас, в России?

В России на сегодняшний день рынка принтов практически не существует. Давайте сразу определимся, что мы говорим о ручной печати, а не об издательствах с их нелимитированными тиражами. Но, кстати, даже в рамках издательского бизнеса сейчас печатают намного меньше иллюстраций художественных произведений, чем в советские времена. В конце 1990-х возникшие тогда первые независимые галереи современного искусства пробовали запустить ограниченные тиражи шелкографий, но спроса не нашли и вскоре свернули эти попытки. Сегодня в Москве есть группа инициативной молодежи, которая организовала три года назад ярмарку «Вкус бумаги». Этот принт-маркет объединяет вокруг себя молодых иллюстраторов и принт-мейкеров — всех, кому интересен любой вид ручной печати. Атмосфера на ярмарке творческая, цены демократичные. Но при этом о формировании рынка говорить не приходится, потому что «Вкус бумаги» — уникальное и небольшое событие в культурном календаре города.

Если говорить об особенностях, то тиражное искусство обязательно должно курироваться, только тогда возникает и доверие, и «экспертиза», и экспериментальная, интересная художнику технологическая составляющая, и составляющая коммуникативная. Для того чтобы быть востребованным, тиражное искусство должно соответствовать нескольким критериям: ограниченный тираж, наличие экспертизы от галереи и, конечно, имя художника (он не может быть совсем новичком, это должен быть молодой, но уже состоявшийся автор).

Скульптурные  мультипли Александра Повзнера в технике 3D-печати (тираж — 5 экземпляров). Стоимость от 55 тыс. до 88 тыс. руб. Стенд Shaltai Editions на ярмарке Cosmoscow 2017
Скульптурные  мультипли Александра Повзнера в технике 3D-печати (тираж — 5 экземпляров). Стоимость от 55 тыс. до 88 тыс. руб. Стенд Shaltai Editions на ярмарке Cosmoscow 2017

Как вы сотрудничаете с художниками? Заключаете ли договоры, ограничивающие тираж? Создают ли они серии специально для вашей галереи?

Да, мы заключаем договоры, в которых определены тираж, цена каждого экземпляра, вознаграждение художника, сроки и условия производства тиража и прочие условия и обязательства. Весь тираж надо держать в поле зрения в течение нескольких лет. Поэтому нужно сразу договориться о многих деталях, иначе потом начнутся трудности.

Расскажите о стенде Shaltai Editions на Cosmoscow в этом году.

У нас представлено три очень разных художника, и мы постарались гармонично объединить их в едином пространстве. Нам очень приятно, что наш стенд оценили профессионалы и мы были удостоены специального упоминания жюри Cosmoscow за лучший стенд.

Серия Александра Повзнера Antic Light выполнена с использованием возможностей 3D-принтера. Этот проект уже существовал в виде скульптур, но художнику было интересно поработать в новой технике, освоить трехмерную печать. Оказалось, что это не такой простой технологический процесс. В итоге получились остроумные скульптурные мультипли, выпущенные очень маленьким тиражом — всего пять экземпляров.

Совсем иначе появился проект Александры Паперно. Когда мы пришли к ней в мастерскую, она работала над живописным циклом, посвященным пространствам. Художница призналась, что хотела бы попробовать технику литографии, и так возникла идея сделать продолжение ее живописной серии в принтах. Все они уникальны и не повторяют живописные произведения. Свободно экспериментируя с традиционной техникой тиражирования в серии литографий «Комнаты» тиражом 30 экземпляров, Александра смогла добиться неожиданного результата: удалось осуществить приемы, обычно невозможные в литографии.

Наконец, проект Таус Махачевой, пожалуй, главный и самый сложный. Как она сама его определила, это заметки о натуре, о природе и о теле — как художника, так о нашем коллективном теле. По сути, это художественная практика Таус, переведенная в самые разные медиа: есть ее аудиозапись, результат размышлений на тему голода, пресыщенности и борьбы за очищение себя, есть издание 1911 года «Поваренная книга для голодающих. Посвящается пресыщенным» (именно эта книга стала отправной точкой для всего проекта), где, в частности, приводится рецепт желе из сена (на превью ярмарки мы угощали им гостей). Материальным воплощением проекта стал уникальный артефакт — бокс, в котором находится флешка с аудиозаписью Таус, репринт книги 1911 года и произведенная по эскизам художницы железная форма для создания желе из сена. Эти боксы выпущены ограниченным тиражом в 30 экземпляров.

Проект Таус Махачевой «Заметки с натуры». 2017. Стенд Shaltai Editions на ярмарке Cosmoscow 2017
Проект Таус Махачевой «Заметки с натуры». 2017. Стенд Shaltai Editions на ярмарке Cosmoscow 2017

Планируете ли вы участвовать в ярмарках в дальнейшем?

Для тиражного искусства самое главное происходит на ярмарках. Поэтому участвовать в ярмарках мы обязательно будем. Affordable Art Fair — очень интересный международный проект, за которым я с интересом наблюдаю. Ярмарка эта возникла в 1999 году в Великобритании и за восемь лет стала заметным международным явлением. Теперь она регулярно проходит в Нью-Йорке, Гамбурге, Амстердаме, Сингапуре и Гонконге. Ярмарка Affordable Art Fair гордится тем, что за последние пять лет на ее площадках было продано искусства больше чем на полмиллиона долларов. Но эта цифра покажется совсем не впечатляющей, если не сказать ничтожной, для арт-дилеров от «настоящего современного искусства». Мне кажется, что эта цифра вообще все объясняет. Емкость этого рынка даже в развитых странах невелика. Но коммуникативная составляющая тиражного искусства огромна. Именно оно привлекает к современным художникам новую аудиторию, позволяет молодым, зарабатывающим, но небогатым людям попробовать, что такое коллекционирование, как общаться с художниками, как жить в интерьерах с современным искусством на стенах.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+