18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Семьсот квадратных метров для молодого искусства

№56
Материал из газеты

Итоговая выставка питерской арт-группы «Непокоренные» открывается в Московском музее современного искусства

Десять лет прошло с тех пор, как на карте Санкт-Петербурга появился сквот с романтическим названием «Непокоренные». Татьяна Ахметгалиева, Илья Гапонов, Ирина Дрозд, Иван Плющ и многие другие, кто начинал свой путь в искусстве именно здесь, примут участие в «отчетной» выставке, подводящей черту под декадой жизнедеятельности студии.

Если быть точнее, «Непокоренные» не совсем сквот в классическом смысле. Сквоттерством знамениты как раз предшественники «Непокоренных», стихийно занимавшие заброшенные дома и квартиры и существовавшие там на птичьих правах. Группа же, получившая свое название в честь проспекта Непокоренных, где располагался сквот, — анклав нового типа, скорее, арт-сообщество, созданное художниками-единомышленниками, совершенно официально работавшими в своих мастерских. Основатели сквота — выпускники Художественной академии имени Штиглица, в народе прозванной «Мухой», Иван Плющ, Илья Гапонов и Анастасия Шавлохова нашли пространство для студии на верхнем нежилом этаже бизнес-центра. Его владелец, меценат и бизнесмен Эдуард Пичугин разрешил художникам занять свободные помещения. За десять лет существования здесь проходили не только выставки, но и видеофестивали, арт-барахолки и даже лекции по истории и теории современного искусства.

«Непокоренные» появились в Петербурге во времена почти полного отсутствия молодых современных художников. Старшее поколение еще жило воспоминаниями о блестящей эпохе неоакадемизма Тимура Новикова, новое же не спешило проявляться. Мастерские «Непокоренных» стали местом, где выросло целое поколение художников, выбравших свою дорогу в современном искусстве. В отличие от новых академиков, существовавших в стихийной карнавальной среде, «Непокоренные» намного серьезнее подошли к идее «сделанности» искусства и к тому же оказались полными индивидуалистами, не имевшими как таковой единой концептуальной платформы.

Кураторы выставки Анастасия Шавлохова и Анастасия Скворцова выстроили экспозицию, максимально приближенную к творческой атмосфере сквота, стараясь реконструировать систему связей между художниками и взаимовлияний. Инсталляции из кузбасслака Ильи Гапонова, текстильные панно Татьяны Ахметгалиевой, детские образы Ирины Дрозд, картины и инсталляции Ивана Плюща и работы еще 20 художников появились именно на «700 квадратных метрах молодого современного искусства».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+