18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

«Код да Винчи» Серебряного века

№56
Материал из газеты

Во вступлении к книге «Кочевники красоты» Олег Клинг и Наталия Дровалева размышляют о феномене писательского рисования

Интересное в этой книге начинается еще прежде собственно текста — с контекста, в который ставят описанное в ней авторы предисловия. Во вступ­лении Олег Клинг и Наталия Дровалева размышляют о феномене писательского рисования. Для этого явления они предлагают название «код да Винчи» — устойчивое совмещение в одном лице литератора и рисовальщика.  Но разговор неминуемо оказывается шире — о взаимодействии словесного и изобразительного искусств, даже об их соперничестве: «в течение долгого времени», еще с Античности, «литература и живопись соревновались в искусстве овладения сознанием творца». Для Серебряного же века, к которому принадлежат все пятеро героев книги, практика совмещения разных искусств, пересечение границ между ними, внимание к их влиянию друг на друга были характерны особенно. Михаил Шапошников рассматривает эту особенность эпохи на пяти ярких примерах.

Не все герои книги — профессиональные рисовальщики. Художниками в строгом смысле слова были только Поликсена Соловьева (Allegro) и Максимилиан Волошин. Соловьева, считает автор, была даже сильнее в рисунках, чем в литературе (в книгу включено много репродукций); Волошин же был равномощен в изображении и в разных видах слова — в этом смысле он был, пожалуй, одной из наиболее знаковых фигур своего тяготевшего к большим синтезам времени. Для трех остальных героев роль рисования и иногда живописи (как в случае Андрея Белого) была, скорее, вспомогательной — в помощь слову, ему в опору и расширение. В число способов такого расширения автор книги включает рисунки любой степени серьезности и черновиковости, вплоть до адресованных узкому кругу карикатур и шаржей (Александр Блок) и до полубессознательного черкания на полях пишущихся текстов (Валерий Брюсов). Между разными типами их графического поведения, по интуиции Шапошникова, нет иерархии: все они важны в том смысле и в той мере, в каких помогают понять особенности эстетических позиций своих авторов, их мировосприятия и личности вообще.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+