18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В голубом просторе Аркадия Рылова: 100 работ классика пейзажа

№55
Материал из газеты

Государственный Русский музей решил напомнить о мастере большой выставкой

Большой монографический показ русского и советского пейзажиста, имя которого подзабылось, составлен из 100 картин и рисунков из 10 музеев и частных собраний. В советское время каждый пионер знал картину Аркадия Рылова «В.И.Ленин в Разливе в 1917 году»: на фоне зловещего багрового заката вождь революции шагает по скошенной им траве в ожидании гонца из Петрограда. Более образованная публика наслаждалась картинами «Зеленый шум» и «В голубом просторе». Последняя создана в 1918 году. Дикие гуси, заснеженные скалы и старинный парусник, наверное, выглядели попыткой успешного художника Рылова угадать свою дальнейшую судьбу в новых, послереволюционных реалиях.

А как все славно начиналось! Юный вятский мещанин, поддержанный отчимом, приехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Но быстро понял, что барки на Волге и пейзажи с елочками занимают его гораздо больше, чем черчение. «Да вы музыкант!» — заметит по этому поводу Константин Крыжицкий, учитель Рылова.

В 1894 году пейзажист Архип Куинджи пригласил молодого художника в свою мастерскую. Но для диплома Рылов написал картину на тему «Набег печенегов на славянскую деревню». Илья Репин был в восторге. Началась и всероссийская слава: картины Рылова покупает Павел Третьяков, Сергей Дягилев постоянно приглашает его на выставки объединения «Мир искусства», а однокашник Николай Рерих предоставил молодому таланту пост руководителя класса рисования животных в Обществе поощрения художеств. В Воронежской губернии Рылов по собственному проекту построил мастерскую в стиле russe, а в петербургской квартире выращивал березы, сосны и папоротники.

В 1915 году Рылов стал академиком живописи. В революционном 1918-м получил персональную мастерскую во Вхутемасе, несколько лет преподавал рисование в Военно-морском училище. Но в любой удобный момент старался выехать в окрестности Ленинграда или в новгородскую глубинку, чтобы написать «Осень на реке Тосне» или «Река Пчёвжа. Сумерки».

В 1932 году создание единого и единственного Союза художников не оставляет Рылову выбора: он вступает в него.

Дальше — «Ленин на пасеке», акварель «Москва» с Кремлем на фоне так и не построенного иофановского Дворца Советов и иллюстрации к сказкам Виталия Бианки. Но и от идейной картины «Трактор на лесных работах» глаз не оторвать, так хороши ели в снегах.

Государственный Русский музей
Аркадий Рылов (1870–1939)
16 августа – 30 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+