18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

О роли репродукции в создании хорошей живописи

№55
Материал из газеты

Каталог выставки Джорджо Моранди в Пушкинском музее помогает понять, зачем вообще нужны каталоги

Во вступительном эссе Виктория Маркова, российский куратор выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, отвечает на один из самых важных вопросов, связанных с местным восприятием творчества Джорджо Моранди (1890–1964), — о его влиянии на манеру Владимира Вейсберга (1924–1985).

«Он видел в Моранди тончайшего колориста, работавшего на нюансах цвета. В понимании Вейсберга предметы в картинах [Моранди] не отделялись четкими контурами от окружающей среды, а превращались в своего рода уплотнения атмосферы. Подтверждение этому мы находим в работах самого Вейсберга. И он пережил глубокое потрясение, увидев наконец произведения любимого мастера, которые оказались не такими, как он многие годы предполагал».

Творческая фантазия богаче реальности и преобразует влияния в самодостаточные явления. Подобно многим живописцам ХХ века, Вейсберг судил о современном западном искусстве по плохим репродукциям из «польских журналов». Но именно это в том числе помогло ему сформировать собственную, манеру. И этом Вейсберг не одинок. Вот и сам Моранди, если судить по очерку Марии Кристины Бандеры, выше всех ставил творчество Поля Сезанна. И первоначально он судил о его картинах тоже по репродукциям.

«В 1914 году внимание Моранди привлекли иллюстрации в книге „Шестнадцать произведений Сезанна“ — разумеется, черно-белые. Впрочем если для нас сегодня черно-белые фотографии обедняют зрительный образ, то Моранди был к ним привычен, более того — отсутствие цвета не портило изображения, а помогало сосредоточиться на главном, уловить суть живописи Сезанна». Страницы двуязычного альбома, посвященные параллелям с Вейсбергом и Сезанном, полны качественных репродукций, делающих визуальные рифмы особенно наглядными.

Жаль, что этого не произошло на самой выставке, сплошь состоящей из работ одного Моранди. Хотя, казалось бы, в Пушкинском есть масса работ и Сезанна, и Вейсберга, появление которых на ретроспективе вывело бы экспозицию на иной уровень.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+