Ужин с Ильей Глазуновым

Анна Сомерс Кокс, журналист и редакционный директор The Art Newspaper, вспоминает о своей встрече с художником Ильей Глазуновым

Илья Глазунов. «Великий эксперимент». 1990
Илья Глазунов. «Великий эксперимент». 1990

Скончавшийся 9 июля Илья Глазунов был одним из двух главных художников российской власти и делил место на этом олимпе с Зурабом Церетели, создателем громадного памятника Петру I в центре Москвы. Как и Церетели, Глазунов заметил усталость русских от удушающе оптимистических, жизнерадостных образов социалистического реализма и начал активно эксплуатировать романтический национализм народа и его правителей.

Он родился в Ленинграде в 1930 году. Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина и женился на талантливой художнице по костюмам Нине Виноградовой-Бенуа, родственнице театрального художника Александра Бенуа и британского актера Питера Устинова.

Илья Глазунов работает над портретом Джины Лоллобриджиды в Риме. 1963 г. Фото © 2002–2017 Илья Глазунов
Илья Глазунов работает над портретом Джины Лоллобриджиды в Риме. 1963 г.
Фото: © 2002–2017 Илья Глазунов

Я познакомилась с Глазуновым и его женой в начале 1986 года на ужине в огромной — по московским меркам — двухэтажной квартире художника. На нижнем этаже царил холодный ампир, а на верхнем все дышало Русью-матушкой: тускло освещенный псевдорелигиозный интерьер не без некоторой театральности, с иконами на стенах, запахом ладана и богослужебной музыкой. Я занималась тогда организацией экспозиции в рамках программы по обмену выставками с Государственным Эрмитажем, о которой договорился с советским правительством Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса. Барон Тиссен присутствовал на ужине в качестве почетного гостя в сопровождении Симона де Пюри, который в то время был его куратором. Атмосфера была гнетущей, богатое угощение — нескончаемым, а духовный настрой нарушала то и дело кончавшаяся пленка в магнитофоне. Жена Глазунова, бледная и совершенно бессловесная, выглядела как прислуга. Я не удивилась, узнав несколько месяцев спустя, что она совершила самоубийство, выбросившись из окна.

Художник подарил Тиссену усыпанную жемчугом икону, после чего попросил барона показать фотографию его новой жены Титы. Взглянув на снимок, Глазунов воскликнул: «Я всю жизнь мечтал написать это лицо!» Привыкший к лести, барон едва заметно улыбнулся и ничего не ответил, но Глазунов все же добился этого заказа и написал портреты барона и баронессы. Быть может, это было одним из условий сделки между Тиссеном и советским правительством. Ведь, несмотря на то что Глазунову удавалось поддерживать образ бунтаря (что обеспечило ему недолгую популярность на Западе), на самом деле число его покровителей во власти продолжало неуклонно расти. Его дипломная картина, изображавшая отступающих советских солдат, не прошла комиссию, но Хрущеву понравилось его творчество, и для Глазунова началась эпоха благоденствия.

Илья Глазунов в деревне. 1980 г.
Илья Глазунов в деревне. 1980 г.

В 1963 году он получил разрешение на поездку в Италию, чтобы написать портрет Джины Лоллобриджиды, что послужило отправной точкой его карьеры как портретиста знаменитостей. Когда в начале 1970-х СССР подписал договор о дружбе и сотрудничестве с Индией, Глазунова отправили писать портрет Индиры Ганди. После этого он написал портреты президента Италии Сандро Пертини, папы Павла VI, Фиделя Кастро, короля Хуана-Карлоса и многих других.

Если его портреты представляют собой шаблонные упражнения в лести, то его масштабные исторические полотна размером 3х6 м стали для советской публики захватывающей новинкой. Их нужно рассматривать в контексте политических взглядов Глазунова. В 1970-е годы он был активным членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и других исторических организаций, впоследствии породивших общество «Память» — ультранационалистическую организацию, превозносившую церковь и связывавшую большинство проблем, существовавших в советском обществе, с еврейским заговором. Политические пристрастия Глазунова с тех пор не изменились: на одной из недавних фотографий, размещенных на его сайте, художник стоит дружески приобняв Жан-Мари Ле Пена.

В 1978 году Глазунов создал полотно «Мистерия ХХ века», сделавшее его знаменитостью. На нем представлены образы, иллюстрирующие кровавые конфликты нашего времени: последний царь с Лениным; гонитель евреев Адольф Гитлер с еврейским гением Альбертом Эйнштейном; ядерный взрыв, способный уничтожить время, рядом с вечным Сфинксом. Над толпой, в которой можно заметить и Александра Солженицына, парит Иисус Христос. Эта деталь вызвала недовольство коммунистической партии, однако благодаря протекции на высшем уровне Глазунова отправили не в ГУЛАГ, а писать портреты строителей Байкало-Амурской магистрали в Сибири. «Мистерия ХХ века» принесла ему недолгую славу в западных СМИ, расценивших ее как образец смелого инакомыслия; в пределах СССР ее репродукции распространялись в виде самиздата до тех пор, пока во время перестройки в 1980-х полотно не начало наконец экспонироваться официально.

Илья Глазунов. «Туалет. Дети в городе». 1961
Илья Глазунов. «Туалет. Дети в городе». 1961

По мере того как социалистическая мечта все больше превращалась в мираж, историческое прошлое, от которого страна отреклась после революции 1917 года, становилось все притягательнее. На картинах Глазунова, напичканных образами, зачастую взятыми из известных картин и фотографий, появились личности дореволюционной эпохи: Николай II и члены его семьи, Петр Великий, Екатерина Великая, знать и интеллектуалы XVIII и XIX веков — вперемешку с Лениным, Сталиным и православными святыми, изображенными, как на иконах, с нимбами.

На эти полотна, дававшие зрителю богатый материал для рассматривания и распознавания, он протаскивал разные сюрпризы, которые с натяжкой можно было назвать смелыми: например, маленького панка с зеленым ирокезом в углу картины «Великий эксперимент» (1990), посвященной русскому коммунизму.

Глазунов никогда не подвергался настоящей опасности. Его первая выставка состоялась в 1978 году в престижном Манеже возле Кремля. Очередь на нее, как и на последующие его персональные выставки вплоть до 2011 года, растянулась на целый квартал. Президенты Борис Ельцин и Владимир Путин, влиятельный мэр Москвы Юрий Лужков — все они восхищались Глазуновым, и ему удалось основать музей собственного творчества и Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, в которой он преподавал свой стиль живописи.

Илья Глазунов. «Яков Лобанников, шофер. Иван Уваровский, бульдозерист». 1977. Из серии «БАМ»
Илья Глазунов. «Яков Лобанников, шофер. Иван Уваровский, бульдозерист». 1977. Из серии «БАМ»

Православная церковь, постепенно возвращавшая свое былое влияние в Кремле, обожала Глазунова, а он обожал ее. Он писал патриархов, святых, монастыри и ключевые исторические события. В 1990-х он успешно боролся за воссоздание храма Христа Спасителя на его историческом месте, где в советское время был открыт бассейн.

В шелковых костюмах с отливом и строгих пиджаках, с седой челкой и мясистым лицом, Илья Глазунов был похож не на художника, а скорее, на представителя одержимого роскошью класса олигархии, возникшего в России в 1990-х годах. Большинство респондентов проведенного ВЦИОМ в 1990-е опроса назвало его самым выдающимся русским художником ХХ века, а ЮНЕСКО вручила ему Золотую медаль Пикассо за вклад в культуру и искусство. В 2012 году Путин сделал его своим доверенным лицом, у него было множество званий и наград, но в зарубежном мире современного искусства места для него не нашлось. На первых и единственных торгах Sotheby’s в Москве, организованных Симоном де Пюри в 1988 году, наряду с произведениями настоящих художников-диссидентов 1970–1980-х годов были выставлены четыре картины Глазунова — вероятно, под давлением на организаторов. Ни одна из них не была продана.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+