18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Найденные на Биржевой площади артефакты музеефицируют

Археологические находки, обнаруженные во время реализации программы «Моя улица», планируют передать Музею Москвы и показать на выставке. Решение о музеефикации фрагментов усадеб XIV–XV веков и фундамента Благовещенской церкви пока не принято

На раскопках на пересечении Ильинки с Богоявленским переулком, где ранее в составе московского посада находился Ильинский крестец (то есть перекресток), а позднее появилась Биржевая площадь, археологи обнаружили предметы быта горожан XII–XVIII веков, усадьбы XIV–XV веков и части фундамента Благовещенской церкви 1566 года постройки. Среди находок — ремесленные инструменты, нательные кресты, элементы стеклянных браслетов и прочих украшений, фрагменты керамических изделий, монеты. Эти и другие предметы, найденные в ходе работ по программе «Моя улица», 15 августа можно будет увидеть на выставке в Музее Москвы.

Отметим, что на прошлой неделе в социальных сетях широкий резонанс вызвал пост о планах города свернуть работы археологов на Биржевой площади. Столичные власти поспешили заверить, что исследования продолжатся до сентября, а может, и до ноября текущего года. При этом не исключено, что площадь раскопа будет увеличена на треть.

Что будет с фрагментами находившейся здесь Благовещенской церкви, а также соседних усадеб XIV–XV веков, пока неизвестно. «После всесторонних исследований будет приниматься решение о возможной музеефикации выявленных архитектурно-археологических объектов. Все найденные объекты будут зафиксированы графически и фотографически. Коллекцию артефактов, найденных на Биржевой площади, передадут в Музей Москвы», — говорится в сообщении Мосгорнаследия.

О перспективах сохранения обнаруженных зданий и вариантах их музеефикации TANR рассказал Андрей Баталов, заместитель по науке генерального директора Музеев Московского Кремля.

«Самое ценное в этом раскопе, безусловно, церковь, разрушенная еще в XVIII веке. Это остатки храма Благовещения подворья Иосифо-Волоцкого монастыря, сакральный топос центра города, который важно сохранить. По плану в этом месте должны были проходить коммуникации фонтана, который собираются открыть на площади. Теперь необходимо скорректировать трассу, но решение об этом еще не принято. Теоретически, если же город откажется от злосчастного фонтана, я вижу два выхода: первый — законсервировать находку и закрыть до лучших времен, второй — если позволяют средства, устроить подземный музей, то есть восстановить целостность площади, дав возможность тем, кому интересно, увидеть находки.

Второй вариант предпочтителен, поскольку мы понимаем, что, если сейчас засыпать, все, скорее всего, погибнет, археологический памятник будет уничтожен. Такой способ музеефикации, как археологические окна, здесь вряд ли возможен. Это очень дорогое удовольствие, в нашем климате — сверхдорогое. В Москве таких окон всего два, оба на Ивановской площади в Кремле, и, помимо того, что стоят такие музейные шурфы много миллионов, эти сооружения сложны в эксплуатации и требуют постоянных затрат. Подземный музей устроить, конечно, намного дешевле. В него даже не обязательно делать свободный доступ, это может быть, например, вход по записи. Но при создании в таком музее определенного температурно-влажностного режима все находки — и каменные фундаменты, и деревянные фрагменты — реально сохранить».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+