18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Русское искусство на троих: Шишкин, Репин, Айвазовский

Социологический опрос показал, кого из отечественных живописцев больше всего знают и любят россияне. Ответ подтверждает незыблемость вечных ценностей: лидируют Иван Шишкин, Илья Репин и Иван Айвазовский

В рейтинге наиболее известных русских художников, составленном Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), первое место получил Иван Шишкин. Отвечая на вопрос: «Каких российских, русских живописцев и художников вы знаете?», — Шишкина назвали 32% опрошенных. Второе место занял Илья Репин (29%), третье — Иван Айвазовский. Художника, выставка которого в Третьяковке вошла в десятку самых посещаемых в мире экспозиций в прошлом году, вспомнили 24% процента россиян. При этом социологи отмечают, что произведения Айвазовского больше нравятся согражданам, чем картины остальных авторов. Работы мариниста среди любимых назвали 27% респондентов, ответивших на первый вопрос. В тройку авторов, чьи работы вспомнили опрошенные, вошли те же Шишкин (26%) и Репин (16%).

В этом контексте просто невозможно не вспомнить о проекте «Выбор народа», который в 1995 году начали художники соц-артисты Виталий Комар и Александр Меламид. Они заказали соцопрос на тему «Какую картину хочет видеть большинство населения?», начав с американцев и русских, а потом написали эти картины. Наиболее желанной картиной оказался пейзаж с преобладанием голубого неба и воды, русские предпочли видеть на нем фигуру Христа, играющих детей и бурого мишку, американцы — президента и оленя. Самой нежеланной стала абстракция с остроугольными геометрическими фигурами и преобладанием оранжевого цвета. Потом проект был распространен на множество стран, и любой народ предпочитал реалистические пейзажи с морями и лесами.

По упоминаемости в российских СМИ с июля 2016 года по июль 2017 года Айвазовский снова лидирует. За отчетный период компанией «Медиалогия» найдено 26,8 тыс. сообщений. Второе место занимает Серов (19,6 тыс. упоминаний), третье — Репин (18,7 тыс.). Можно не сомневаться, что частая упоминаемость Айвазовского и Серова связана как раз с их выставками-блокбастерами в Третьяковской галерее (только The Art Newspaper Russia написала о них как минимум 20 раз).

Картинные галереи и выставки, как показал опрос ВЦИОМ, россияне посещают нечасто: 50% были в музее более года назад, 34% — никогда.

Представление о самом популярном художнике у обычных россиян не совпадает с таковым у тех, кто искусство покупает. В рейтинге портала «Артинвестмент» Иван Айвазовский находится на 24-м месте ($5,34 млн), Иван Репин на 13-м ($7,43 млн), Иван Шишкин вообще где-то в третьем десятке ($3,3 млн). Интересно, что cамого дорогого из «классиков» Валентина Серова ($14,5 млн) россияне поместили на шестое по известности место. А лидирующий в инвестиционном списке Казимир Малевич ($60 млн, он помещен на второе место, но первое у экспертов «Артинвестмента» занимает Марк Ротко, кроме места рождения с Российской империей ничем не связанный) едва смог попасть в первую десятку по популярности (девятое место).

Среди имен художников, которые респонденты опроса ВЦИОМ называли сами, без подсказок, есть три имени наших современников: Ильи Глазунова, скончавшегося меньше месяца назад, и здравствующих Александра Шилова и Никаса Сафронова. Выставки последнего, согласно музейному рейтингу, составленному The Art Newspaper Russia, активно гастролируют по регионам.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+