The Art Newspaper Russia
Поиск

Московская выставка Ивана Айвазовского вошла в десятку самых посещаемых в мире экспозиций в прошлом году

Третьяковка побила собственные рекорды, Эрмитаж остался на 9-м месте, а Музеи Московского Кремля вышли на 21-ю позицию в общемировом зачете

Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, публикуемый The Art Newspaper каждую весну, принес сенсацию: кажется, впервые в список десяти самых посещаемых в мире выставок попала экспозиция, посвященная русскому художнику. Это особенно отрадно в условиях постоянно нарастающего музейного бума, ставшего одной из главных тенденций в мировой культуре последних лет.

Почетное 8-е место в престижной интернациональной десятке занимает ретроспектива Ивана Айвазовского, показанная Государственной Третьяковской галереей минувшим летом. Наша газета уже сообщала о том, что на следующий день после закрытия выставки министр культуры Владимир Мединский называл итоговую цифру в 555000 посетителей. В рейтинге британской газеты она подросла до 598832 посетителей (то есть по 6014 человек в день), обогнав выставку скульптуры Пабло Пикассо в нью-йоркском Музее современного искусства (5872 зрителя в день). Следует отметить, что ретроспективу Айвазовского в Государственном Русском музее посетило 300 тыс. человек. А в номинации «Искусство XIX века» московская выставка и вовсе заняла вторую строчку, уступив лишь экспозиции Огюста Ренуара в токийском Национальном центре искусств.

Первые три позиции международного выставочного рейтинга традиционно занимают бесплатные выставки в Рио-де-Жанейро, далее следуют выставочные проекты Нью-Йорка, Токио и Сан-Паулу. В затылок Айвазовскому и Пикассо дышит знаменитый музейный блокбастер, посвященный 500-летию со дня смерти Иеронима Босха, а также сразу четыре проекта лондонской Saatchi Gallery.

Первые позиции в рейтинге самых посещаемых музеев мира, как всегда, заняли Лувр (несмотря на все потрясения, забастовки и снижение количества туристов) с 7,4 млн проданных в 2016 году билетов, нью-йоркский Метрополитен-музей, лондонские Британский музей и Национальная галерея, а также Музеи Ватикана. Далее идут пекинский Национальный музей Китая и вашингтонская Национальная галерея. Девятую строчку всемирного музейного рейтинга второй год подряд занимает Государственный Эрмитаж. В прошлом году главный художественный музей России продал 4119103 билета. В список самых посещаемых музеев мира попали также Музеи Московского Кремля, заняв 21-е место (в 2016 году их посетило 2478622 человека), и Третьяковка на 23-м месте (2325759 посетителей).

Но и это еще не все. В номинации Big Ticket, объединившей музеи, продающие комплексные билеты на постоянную экспозицию и временные выставки, Государственный Эрмитаж выдвинулся на 4-е место, проектом «Византия сквозь века» (1408000 посетителей при ежедневной цифре в 16399 человек) практически догнав выставку датчанина Олафура Элиассона, с большим шумом прошедшую в Версале. Эрмитажная Византия в этом рейтинге оставила позади выставки не только в Тейт Модерн, но даже во флорентийской Галерее Уффици.

В список самых посещаемых в мире выставок попали также «Единомышленники» московского Музея современного искусства «Гараж» (общая посещаемость в 96268 зрителей оборачивается цифрой в 1481 ежедневно проданный билет) и две выставки Музеев Московского Кремля. «Драгоценности, вдохновленные природой. Ильгиз Ф.» собрали 131666 посетителей со средней посещаемостью 1257 человек в день, а экспозиция «Борис Годунов. От слуги до государя всея Руси», проходившая в выставочном зале Успенской звонницы и Одностолпной палате Патриаршего дворца, привлекла 219431 человека (это 1030 туристов в день). Также в рейтинг попала экспозиция «От Елизаветы до Виктории» из лондонской Национальной портретной галереи, которую показывали в Третьяковке с апреля по июнь. Ее посмотрело 79464 человека при средней посещаемости 985 человек в день. Немногим меньше собрала ретроспектива Федора Рокотова, которую в прошлом году тоже представляла Третьяковская галерея: 939 ежедневных посетителей — это 219225 прицельно проданных билетов за все время работы выставки.

В финальной части списка главных мировых выставок 2016 года вновь встречаются Музеи Московского Кремля («Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня» в Одностолпной палате Патриаршего дворца привлек 58000 посетителей при средней посещаемости 736 человек в день) и Третьяковская галерея. Ее летний проект, посвященный «Тайнам старых картин», посмотрело 51289 человек при средней цифре 728 посетителей в день.

Более подробно о международных и российских соревнованиях по музейной и выставочной посещаемости читайте в следующем номере нашей газеты.

Материалы по теме
Просмотры: 9372
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru