18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка «Пантикапей и Фанагория»

№55
Материал из газеты

Проект представляет результат 90-летней деятельности археологических экспедиций в двух важнейших античных центрах

В центре выставки «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства» (продлится до 17 сентября в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), посвященной археологическим раскопкам двух важнейших античных центров на территории России и реставрационным результатам научных экспедиций, окажутся новейшие достижения российских ученых и реставраторов.

На городище Пантикапей (совр. Керчь) научные сотрудники Пушкинского музея работают с 1927 года, а на городище Фанагория (совр. поселок Сенной Краснодарского края) специалисты Института археологии РАН — с 1960-х годов, когда был создан подводный отряд Фанагорийской экспедиции (большая часть античного города ныне затоплена).

На протяжении десятилетий ученые изу­чают историю Боспора — региона, включавшего Восточный Крым и Таманский полуостров, разделенные водами Керченского пролива (в древности — Боспора Киммерийского). Их находки и исследования помогают воссоздать облик двух столиц Боспорского царства, проследить судьбы городов от основания до эпохи царя Митридата VI Евпатора (120–63 годы до н.э.). И вот теперь итог этой работы — более 400 экспонатов  — объединил концептуальный выставочный проект.

В 2015 году Керченский историко-культурный музей-заповедник получил новый статус, став Восточно-Крымским историко-культурным музеем-заповедником (ВКИКМЗ). В него вошли практически все объекты археологии, истории и культуры Восточного Крыма. Уникальные экспонаты ВКИКМЗ тоже представлены на выставке.

Несколько ценнейших находок из Фанагории, хранящиеся в Таманском музейном комплексе, филиале Краснодарского историко-культурного музея-заповедника, дополнили ряд шедевров, происходящих из раскопок Пантикапея в XIX веке, предоставленных на выставку Эрмитажем и Историческим музеем.

Также в этом выставочном проекте принимают участие предметы и произведения античного искусства из коллекций Научно-культурного комплекса «Фанагория» (Краснодарский край), НИИ археологии РАН (Москва), Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург). Здесь можно увидеть результаты кропотливого труда нескольких поколений археологов, архитекторов, художников, керамистов, эпиграфистов, фотографов, реставраторов и, конечно, землекопов, многие из которых еще со школьных и студенческих лет связали свою судьбу с удивительным миром боспорской археологии.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+