Фестиваль «Арт-овраг» поставили на плоты

Ежегодный городской фестиваль в Нижегородской области перезапустился с новыми кураторами

Фрагмент инсталляции Леонида Тишкова «Плот-луна». Фото: Ирина Герасимова
Фрагмент росписи стены Миши Most. Фото: Ирина Герасимова
Выставка Политехнического музея на фестивале «Арт-овраг». Фото: Ирина Герасимова
Фестиваль «Арт-овраг». Фото: Ирина Герасимова
Инсталляция Леонида Тишкова. Фото: Ирина Герасимова
Роспись Миши Most . Фото: Ирина Герасимова
Фрагмент инсталляции Леонида Тишкова «Плот-луна».
Фото: Ирина Герасимова
Фрагмент росписи стены Миши Most.
Фото: Ирина Герасимова
Выставка Политехнического музея на фестивале «Арт-овраг».
Фото: Ирина Герасимова
Фестиваль «Арт-овраг».
Фото: Ирина Герасимова
Инсталляция Леонида Тишкова.
Фото: Ирина Герасимова
Роспись Миши Most .
Фото: Ирина Герасимова

Ежегодный фестиваль, который на этот раз прошел с 16 по 18 июня, уже семь лет проводится в небольшом моногороде Выкса, жизнь которого строится вокруг основанного при Елизавете Петровне местного металлургического завода — по его инициативе и возник «Арт-овраг». Первый фестиваль в 2011 году пригласили курировать хореографа Константина Гроусса, в 2014-м его сменил архитектор и сооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро. Сейчас на их место пришла опытная команда фестивальных кураторов — Юлия Бычкова и Антон Кочуркин, которые уже больше десяти лет организуют «Архстояние». Они решили сменить основную дислокацию фестиваля и использовать уже опробованный на «Архстоянии» прием — перенести арт-объекты на воду, построив плоты. До этого все объекты «Арт-оврага», самым приметным из которых стал трехметровый деревянный единорог венгерского скульптора Габора Соеке, размещались в главном парке города.

Среди создателей арт-плотов для Выксы есть и участники все того же «Архстояния». Это дизайн-бюро Wowhaus, которое для Верхневыксунского пруда создало «плот-парадокс» — сооружение из непредсказуемо переплетающихся почти эшеровских лестниц, ведущих на смотровую площадку наверху. Плот пользуется особой популярностью у детей: лазить по лестницам можно совершенно свободно. Среди участников обоих фестивалей и арт-группа «Алыча», которая перенесла на воду скейт-рампу. Свои плоты для Выксы приготовили и художники: Леонид Тишков, поместивший на платформу Луну, напоминающую большой дискошар, и француз Жан-Филипп Пуаре-Виль — на его плоту находится спиралевидная конструкция, которая должна со временем полностью покрыться растениями. Местных жителей тоже привлекли к творчеству — победителем конкурса стал «Плот мечты» Екатерины Кулевой в виде огромной прищепки с крыльями. Плоты плавают на пруду не только для красоты: во время «Арт-оврага» все желающие могли прокатиться на понравившемся, а сейчас их передали городу, который сможет использовать дрейфующий парк вне фестиваля.

Важной частью «Арт-оврага» всегда была программа стрит-арта, благодаря которой по всему городу теперь можно найти росписи известных уличных художников. К примеру, одна из самых больших работ Паши 183 «Сказка о потерянном времени» украшает стену панельной пятиэтажки в Выксе. На этот раз при поддержке фестиваля уличного искусства «Артмоссфера» расписать решили главное городское предприятие — на стене местного металлургического завода появилась, как заявляют организаторы, самая большая в мире граффити-роспись. Вместе с помощниками ее создал уличный художник Миша Most, победивший в международном конкурсе на проект росписи. Поскольку доступ на завод ограничен, в городе построят смотровую площадку, откуда будет видно расписанную стену. Во время фестиваля роспись площадью 10 тыс. кв. м занесли в Книгу рекордов Гиннесса, однако сам художник торжественную церемонию открытия проспал.

По словам Юлии Бычковой, в числе основных задач кураторов — сделать так, чтобы культурная жизнь Выксы не ограничивалась трехдневным «Арт-оврагом». Одним из шагов в этом направлении стало открытие арт-резиденции Vyksa, которую курирует Алиса Багдонайте. Пожить и поработать в Выксе приглашают «котирующихся на современном арт-рынке художников», которые не только погружаются в местный контекст, но и встречаются с горожанами, чтобы рассказать о собственном творчестве. Созданные в резиденции произведения попадают в коллекцию благотворительного фонда Объединенной металлургической компании в Выксунском музее Баташевых, основателей завода. «Нам очень важно капитализировать наши усилия и создать коллекцию, которая будет актуальна на арт-рынке», — подчеркнула Юлия Бычкова.

Начало собранию положили первые резиденты. Иван Горшков, вдохновившись муромскими лесами, создал странных существ из металла, которых в качестве оммажа фильму Тома Форда назвал Nocturnal Animals, а Александр Вилкин и Виктория Бегальская написали серию картин, вдохновленных историей Выксы. Предполагается, что арт-марафон продолжат Ольга и Александр Флоренские, Гоша Острецов и Елена Ковылина.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+