Кандинский из Музея живописной культуры продан за рекордные £33 млн

«Картина с белыми линиями», когда-то хранившаяся в Музее живописной культуры на Волхонке и в Третьяковской галерее, продана на вечернем аукционе Sotheby’s 21 июня в Лондоне за £33 млн

Василий Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913. Фото: Sotheby'
Василий Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913.
Фото: Sotheby'

Абстрактную композицию 1913 года на вечерних торгах «Искусство импрессионизма и модернизма» Sotheby’s приобрел арт-консультант Хьюго Нейтан из лондонской консалтинговой компании Beaumont Nathan для некоего «частного коллекционера». Работа ушла за £33 млн (примерно $41,8 млн), установив новый аукционный рекорд цен для живописных работ Василия Кандинского. Предыдущий рекордсмен — картина «Негнущееся и согнутое» (1935) была продана на Christie’s 16 ноября 2016 года за $23 млн. Новый рекорд почти вдвое выше. Это объясняется тем, что в данном случае речь идет о большой абстракции 1910-х годов — самого ценного периода в творчестве художника, к тому же с великолепным провенансом.

Торги за «Картину с белыми линиями» Василия Кандинского. Фото: Sotheby'
Торги за «Картину с белыми линиями» Василия Кандинского.
Фото: Sotheby'

Судьба картины с самого момента ее создания складывалась необычно. Василий Кандинский написал ее в 1913 году для выставки в Германии, которая сорвалась из-за начала Первой мировой войны, а художник вернулся на родину. После Октябрьской революции 1917 года картина была привезена в Россию, а в 1919 году — передана в фонд Музея живописной культуры на Волхонке, который возглавлял сам Кандинский. Затем полотно отправилось в Пензу, а оттуда вновь было перевезено в Москву, в Третьяковскую галерею. Но в 1974 году «Картина с белыми линиями» становится собственностью немецкого коллекционера и предпринимателя Вильгельма Хака (1900–1985). Обстоятельства продажи или передачи работы доподлинно не известны, но в онлайн-архивах издания Der Spiegel хранится эта заметка, датированная сентябрем 1974 года. В ней речь идет о передаче Хаком советскому правительству писем Владимира Ленина в обмен на произведение Василия Кандинского и упоминается как раз «Картина с белыми линиями».

Василий Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зеленым домом». 1909. Фото: Sotheby'
Василий Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зеленым домом». 1909.
Фото: Sotheby'

Не менее любопытна дальнейшая история бытования произведения. В 1970-х годах бургомистру Людвигсхафена (второго по величине города земли Рейнланд-Пфальц) удалось убедить все того же Вильгельма Хака передать свою коллекцию в дар городу. Для ее размещения в центре Людвигсхафена было построено здание, фасад которого украсила мозаика друга коллекционера — всемирного известного художника Жоана Миро. В коллекции Хака находились как работы Василия Кандинского и Казимира Малевича, так и средневековое искусство и даже археологическая находка из захоронения дохристианской эпохи. Однако в 2015 году музей, получивший имя Вильгельма Хака, был вынужден расстаться с произведениями Малевича («Черный прямоугольник, красный квадрат» 1915 года) и Кандинского (той самой «Картиной с белыми линиями» 1913 года). Как выяснилось, несмотря на то что музей был построен на общественные средства и открыт в 1979 году для коллекции, которую собрал и передал в дар городу Вильгельм Хак, некоторые произведения искусства из нее остались в собственности семьи, в том числе шедевры русского авангарда. Два года назад владелица картин, наследница коллекционера Марлен Хак забрала работы Малевича и Кандинского из музея, и теперь одна из них всплыла на Sotheby’s. Таким образом, дважды ускользнувшее от музеев (одного российского, федерального, и одного немецкого, муниципального) полотно стало самой дорогой работой Василия Кандинского, когда-либо проданной на публичных торгах.

Вчера на Sotheby’s были проданы еще два произведения Василия Кандинского: «Мурнау. Пейзаж с зеленым домом» 1909 года ушел за почти £21 млн в полном соответствии с эстимейтом в £15–25 млн, а поздняя композиция 1943 года «Четыре фигуры на трех квадратах» — за скромные £464,8 тыс. Среди топ-лотов аукциона также были живопись Жоана Миро («Женщины и птицы», 1940, £24,6 млн) и скульптура Альберто Джакометти («Большая фигура», 1947, £17,9 млн). Суммарно вечерние торги принесли Sotheby’s £148,9 млн, включая комиссию аукционного дома.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+