18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Вызывающее искусствознание

№54
Материал из газеты

Вызывающее искусствознание питерского ученого Ивана Чечота

Два художника ХХ века, Макс Бекман и Арно Брекер, чьи имена вынесены в заглавие книги, хронологически почти совпадают, так что решительное межевание «от и до» может относиться только к стилистической разнице — ведь это одни из самых несхожих художников в истории немецкого искусства XX века. Иван Чечот, германист, чьей темой кандидатской диссертации были основные понятия истории искусства Генриха Вёльфлина, — выдающийся мастер формального анализа, что продолжает годами привлекать слушателей на его лекции.

Книга с подзаголовком «Статьи и фрагменты» открывается двумя большими незаконченными текстами — «Бекман и Рембрандт», посвященным памяти старшего коллеги, эрмитажника Бориса Зернова, и о «Вакхе» Рубенса. Публикация чего-то среднего между черновиками и дневниками, конечно, обнажает процесс мышления, но при ныне здравствующем авторе выглядит определенным кокетством или же интеллектуальной позой, которую точнее будет назвать вызовом.

Интеллектуальный вызов — суть всей деятельности Чечота, от статей и преподавания до экскурсий со студентами. Почти 700 страниц большого формата заполнены убористым шрифтом при полном отсутствии иллюстраций — помимо издательских резонов, в этом есть все тот же вызов, брошенный прежде всего нашей ленивой, все чаще полагающейся на Интернет памяти.

Чечот — убежденный и последовательный антипрогрессист. Уже в начале сборника можно встретить следующий пассаж: «Ответить на вопрос, что такое художественное, можно, только встав на точку зрения трансцендентного и трансисторического духа, то есть сойдя с позиций едва преодолимого либерально-интеллигентского позитивизма и релятивизма». Так или иначе эта мысль повторена и в других его текстах, будь то эволюция художественного кружка Ворпсведе или разбор искусства современного калининградского художника Юрия Васильева.

В сборник вошло несколько переводов Чечота: Генрих Вёльфлин, Годфрид Бенн и малоизвестный в России консервативный публицист конца XIX века Юлиус Лангбен. Кажется, впервые в отечественном искусствознании предпринят анализ искусства и жизненного пути Арно Брекера как «нашего современника».В текстах Чечота возникает свойственная ему как лектору вербальная возгонка. За всякой строчкой узнаются хорошо знакомые многим его слушателям приемы и интонации. Однако на письме они теряют неоспоримость, пропадает существенная доля убедительности, и Арно Брекер как был, так и остается всего лишь посредственным скульптором неоклассического направления.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+