Ай Вэйвэй посвятил новую работу тотальной слежке

Знаменитый художник показал в Нью-Йорке инсталляцию «Гензель и Гретель», созданную совместно со швейцарским архитектурным бюро Herzog & de Meuron. В ней исследуется тотальное наблюдение за человеком с помощью современных технологий

Первая часть интерактивной инсталляции заставляет людей менять свое поведение. Photo: James Ewing
Первая часть интерактивной инсталляции заставляет людей менять свое поведение. Photo: James Ewing

Вдохновленные немецкой сказкой «Гензель и Гретель» про оставленных в лесу детей, китайский художник Ай Вэйвэй и швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мёрон создали инсталляцию, в которой осмысляется и исследуется феномен постоянного наблюдения за человеком в эпоху господства цифровых технологий. Двухчастное интерактивное шоу представлено публике 7 июня в нью-йоркском «Парк-авеню Армори» — театрально-выставочном пространстве, расположившемся в бывшем арсенале.

В первую и самую драматичную часть этого интерактивного шоу посетители попадают через черный вход. Пройдя по узкому и темному коридору, они оказываются внутри большого, погруженного в полумрак зала, оборудованного всевозможными приборами и датчиками слежения. Слышно, как гудят пролетающие над посетителями дроны, виден свет напичканных повсюду инфракрасных камер, проецирующих видео на черный пол и фиксирующих любые движения зрителей. И если в центре зала, особенно в местах скопления людей, еще есть свет, то его стены утопают в полной темноте. «Ты можешь исчезнуть в ней, — говорит Ай Вэйвэй. — Это же так приятно».

Навязчивое ощущение слежки и видеопроекции на полу изменяют поведение участников шоу. «Посетители начинают неестественно двигаться, пытаясь управлять своим проекциями, некоторые пробуют обогнать дроны, многие ложатся и делают селфи со своим фантомными двойниками. Неожиданность реакций — очень важный элемент созданного нами пространства», — отмечает Пьер де Мёрон.

Вторая часть инсталляции провоцирует зрителей делать селфи. Photo: James Ewing
Вторая часть инсталляции провоцирует зрителей делать селфи. Photo: James Ewing

Чтобы увидеть вторую часть проекта, имитирующего станцию наблюдения, посетители должны обойти здание и войти через главный вход с Парк-авеню. По пути, как показывает опыт первых показов, многие участники шоу стараются успеть сфотографировать размытые серые картинки на больших экранах, установленных вдоль стен коридора. Далее всех встречают длинные столы, выложенные из множества iPad. За ними можно посидеть и почитать истории наблюдения за другими людьми, сфотографировать себя или понаблюдать за соседями.

«Гензель и Гретель» в «Парк-авеню Армори» работает до 7 августа.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
Дуэли в Кремле, Цой в московском Манеже, Арчимбольдо в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также Куинн, Пистолетто и многие другие хиты, которые из-за пандемии мы ждем вот уже несколько лет
24.12.2021
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
3
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами
24.12.2021
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
4
Лучшие выставки для новогодних каникул
В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам
24.12.2021
Лучшие выставки для новогодних каникул
5
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
6
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
7
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Начальник управления корпоративной социальной ответственности, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева рассказала нам о современных вариантах взаимодействия бизнеса и культуры
27.12.2021
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+