Ай Вэйвэй посвятил новую работу тотальной слежке

Знаменитый художник показал в Нью-Йорке инсталляцию «Гензель и Гретель», созданную совместно со швейцарским архитектурным бюро Herzog & de Meuron. В ней исследуется тотальное наблюдение за человеком с помощью современных технологий

Первая часть интерактивной инсталляции заставляет людей менять свое поведение. Photo: James Ewing
Первая часть интерактивной инсталляции заставляет людей менять свое поведение. Photo: James Ewing

Вдохновленные немецкой сказкой «Гензель и Гретель» про оставленных в лесу детей, китайский художник Ай Вэйвэй и швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мёрон создали инсталляцию, в которой осмысляется и исследуется феномен постоянного наблюдения за человеком в эпоху господства цифровых технологий. Двухчастное интерактивное шоу представлено публике 7 июня в нью-йоркском «Парк-авеню Армори» — театрально-выставочном пространстве, расположившемся в бывшем арсенале.

В первую и самую драматичную часть этого интерактивного шоу посетители попадают через черный вход. Пройдя по узкому и темному коридору, они оказываются внутри большого, погруженного в полумрак зала, оборудованного всевозможными приборами и датчиками слежения. Слышно, как гудят пролетающие над посетителями дроны, виден свет напичканных повсюду инфракрасных камер, проецирующих видео на черный пол и фиксирующих любые движения зрителей. И если в центре зала, особенно в местах скопления людей, еще есть свет, то его стены утопают в полной темноте. «Ты можешь исчезнуть в ней, — говорит Ай Вэйвэй. — Это же так приятно».

Навязчивое ощущение слежки и видеопроекции на полу изменяют поведение участников шоу. «Посетители начинают неестественно двигаться, пытаясь управлять своим проекциями, некоторые пробуют обогнать дроны, многие ложатся и делают селфи со своим фантомными двойниками. Неожиданность реакций — очень важный элемент созданного нами пространства», — отмечает Пьер де Мёрон.

Вторая часть инсталляции провоцирует зрителей делать селфи. Photo: James Ewing
Вторая часть инсталляции провоцирует зрителей делать селфи. Photo: James Ewing

Чтобы увидеть вторую часть проекта, имитирующего станцию наблюдения, посетители должны обойти здание и войти через главный вход с Парк-авеню. По пути, как показывает опыт первых показов, многие участники шоу стараются успеть сфотографировать размытые серые картинки на больших экранах, установленных вдоль стен коридора. Далее всех встречают длинные столы, выложенные из множества iPad. За ними можно посидеть и почитать истории наблюдения за другими людьми, сфотографировать себя или понаблюдать за соседями.

«Гензель и Гретель» в «Парк-авеню Армори» работает до 7 августа.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+