Подлинное китайское качество

№41, март 2016
№41
Материал из газеты

Фонд Louis Vuitton представляет Парижу современное искусство Китая

Чжан Сяоган. My Ideal. 2003–2008. Масло, холстЧжан Сяоган. My Ideal. 2008. Бронза, различные размеры
Чжан Сяоган. My Ideal. 2003–2008. Масло, холстЧжан Сяоган. My Ideal. 2008. Бронза, различные размеры

С момента открытия нового здания Фонда Louis Vuitton в Булонском лесу прошел год с небольшим, и за это время в частном музее состоялись три крупные выставки — две персональные и одна сборная. К открытию в октябре 2014 года была приурочена экспозиция, посвященная архитектурному замыслу Фрэнка Гери — автора проекта здания фонда, чуть позже открылась и ретроспектива датско-исландского художника Олафура Элиассона. Наконец, весной 2015 года фонд показал важнейшие произведения искусства ХХ века на выставке Ключи страсти. Один из принципов всех экспозиций: музейные шедевры всегда соседствуют с произведениями из коллекции фонда или из личного собрания Бернара Арно, владельца французского концерна LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy). Так же построена и новая выставка, посвященная современному китайскому искусству.

С января 2016 года на трех уровнях здания-«корабля» Фрэнка Гери можно посмотреть произведения современных художников из континентального Китая, коллекцию работ китайских классиков из собрания фонда, а также посетить различные лекции и перформансы, посвященные культуре Поднебесной.

Главным открытием проекта стала организованная при поддержке Центра современного искусства Улленсов в Пекине экспозиция под названием Бенту. Китайские художники в эпоху волнений и преобразований, в рамках которой представлены произведения 12 мастеров разных поколений (самый старший из них, Лю Сяодун, родился в 1963 году, а самый молодой, Тао Хуэй, — 1987 года рождения). Все они родом из разных областей Китая, но сейчас живут и работают в Пекине, и лишь один из них, Лю Шиюань, параллельно творит в Дании, развивая свою карьеру и на международной сцене. Однако все они различными средствами рассказывают о современном Китае, о его экономике и обществе, о проблемах и достижениях. Собственная, общая тематика работ и объясняет название выставки: «бенту» можно перевести как «родная земля». Это очень распространенное и актуальное для Китая понятие обозначает симбиоз местных и глобальных черт, из которого рождается индивидуальное самосознание. Пожалуй, такой взгляд на современную китайскую художественную сцену представляет наибольший интерес для французского зрителя, тем более что это первая за десять лет выставка актуального искусства Китая во Франции.

В дополнение к ней на другом этаже представлена подборка произведений китайских художников из коллекции Фонда Louis Vuitton. Если экспозиция Бенту знакомит зрителя с малоизвестными за пределами Китая именами, то на втором уровне здания представлены звезды интернациональной арт-сцены. Прежде всего, это Ай Вэйвэй, безусловно самый известный художник современного Китая, «пекинский Уорхол» и диссидент. Кроме того, здесь представлены работы Хуан Юнпина и Чжан Хуаня. Монументальные творения звезд содержат аллюзии и на западную, и на восточную культуру. Так, в скульптуре Сюй Чжэня Вечность можно угадать черты древнегреческой статуи Ники Самофракийской из Лувра и бодхисатвы.

Выставка Бенту. Китайские художники в эпоху волнений и преобразований открыта до начала мая, а показ произведений из коллекции фонда продолжится до сентября, столько же будет длиться программа музыкальных и поэтических выступлений и кинопоказов, посвященных Китаю.

Меж тем сеть музейных партнеров фонда постоянно расширяется, и недавно очередь дошла и до российских музеев. В феврале был подписан договор о сотрудничестве между фондом и Государственным Эрмитажем, а также ГМИИ имени А.С.Пушкина. Стало известно, что уже осенью этого года в фонде состоится выставка, на которой впервые за почти 100 лет на время воссоединятся разделенные между ГМИИ и Эрмитажем шедевры французского искусства из коллекции Сергея Щукина: Клод Моне, Поль Сезанн, Поль Гоген, Анри Матисс, Пабло Пикассо... Вместе с ними в октябре здесь будут представлены произведения выдающихся мастеров русского авангарда: Казимира Малевича, Александра Родченко, Михаила Ларионова, Владимира Татлина, Любови Поповой и Ольги Розановой.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+