18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Из Афин в Кассель. Предъявите ваши Documenta

№54
Материал из газеты

Кассельская часть выставки обещает сохранить интригу до самого открытия

Главным персонажем открывающейся в Касселе Documenta 14 станет аргентинская художница Марта Минухин со своим «Книжным Парфеноном», который будет достроен буквально к открытию. Все начиналось в 1955 году, когда кассельский историк искусства Арнольд Боде решил провести выставку, которая явилась бы «времен связующей нитью» между немецким модернизмом начала ХХ века и художниками послевоенной Германии. Придуманное нацистами понятие «дегенеративное искусство» должно было подвергнуться жесткой люстрации и исчезнуть навсегда. Позже Documenta стала регулярно использовать отсылки ко всеобщей истории и истории искусства. Адам Шимчик, куратор 14-го издания выставки, предложил Минухин создать новую версию ее проекта, впервые показанного в 1983 году в Буэнос-Айресе после падения в стране военной диктатуры. Парфенон был собран там из запрещенных хунтой книг. Через пять дней после закрытия выставки книжное сооружение было аккуратно положено набок двумя мощными кранами, чтобы публика могла взять книги с собой.

Нечто подобное запланировано и в Касселе, где Парфенон будет состоять уже из 100 тыс. томов! Наверняка не все из них были запрещенными где бы то ни было, но у этой акции двойное дно. С одной стороны, именно на том месте, на Фридрихсплац, где строится «Книжный Парфенон», 19 мая 1933 года нацисты в ходе кампании «по борьбе против антигерманского духа» сожгли 2 тыс. книг. С другой — рядом здание музея Фридерицианум, постоянное место проведения Documenta. В 1941 году его занимала библиотека, и во время бомбежек союзниками там сгорело 350 тыс. книг.
На время Documenta 14 во Фридерициануме поселится EMST — Национальный музей современного искусства из Афин, что полностью отвечает идее Шимчика о двухчастном, двухголовом проекте, равноправно размещенном в Касселе и Афинах. (Кстати, первый подобный опыт случился пять лет назад, когда Каролин Христов-Бакарджиев вывезла часть выставки в Кабул, но это была локальная акция.) EMST — ровесник XXI века, но уже успел собрать мировых звезд от Ильи Кабакова до Ширин Нешат, не говоря уже о греческих художниках.

Еще одно постоянное место Documenta — Новая галерея, она станет виртуальным музеем Корнелиуса Гурлитта (1932–2014). Несколько лет назад немецкая полиция случайно заинтересовалась старичком, который не платит налоги и непонятно на что живет. В итоге сыщики вышли на его коллекцию: Гюстав Курбе, Анри Матисс, Макс Либерман… Отец Гурлитта, создатель коллекции, работал дилером при нацистах, поэтому существуют серьезные основания считать ее награбленной у евреев. Американец Дэвид Шуттер покажет свои изысканные рисунки рядом с графикой Либермана. Честно говоря, Documenta 14 намеревалась показать все 1,5 тыс. произведений гурлиттовской коллекции, но помешали юридические сложности.

Немка Мария Айхгорн создала проект «Институт Розы Валлан» в честь историка искусства, тайно фиксировавшей нацистское разграбление принадлежавшего государству и частного еврейского искусства в оккупированном Париже. После войны материалы Валлан помогали в реституционных спорах. В своей работе Айхгорн пытается продолжить эту исследовательскую линию, собрав новые свидетельства о судьбе искусства, похищенного нацистами.

Среди участников Docu­menta 14 — и американец Дуглас Гордон с 97-минутным видео «Мне некуда пойти». Оно посвящено знаменитому художнику Йонасу Мекасу, который читает свою автобиографию, включая лагерные воспоминания, периодически возникая из темноты. Румынская концептуалистка Гета Братеску и американка Анна Халприн, хореограф и организатор массовых танцевальных перформансов с участием публики, приехали в Кассель с 57-й Венецианской биеннале. Немецкая художница иранского происхождения Наири Баграмян покажет «Железный стол» — абстрактный объект из различных материалов, созданный под впечатлением от рассказа Джейн Боулз «Стол из железа», в котором супружеская пара обсуждает, может ли женщина быть счастлива, живя в пустыне, где хочет жить мужчина.

Еще одна особенность этой Documenta: она выходит за пределы центра Касселя, расставив свои стеклянные павильоны в эмигрантских кварталах и в университете, а также в промышленных сооружениях, что уже было пять лет назад, когда выставка занимала несколько пакгаузов на железнодорожном вокзале.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+