18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гид по классике роботического искусства

Куратор фестиваля «Политех» Ольга Вад подготовила гид по проектам классиков роботического искусства Луи-Филиппа Демера и Билла Ворна, которые в ближайшие выходные покажут в Парке Горького знаменитый перформанс «Инферно»

27–28 мая Политехнический музей проводит в Парке Горького Фестиваль науки, искусства и технологий «Политех», хедлайнером которого станет перформанс «Инферно» канадских художников Луи-Филиппа Демера и Билла Ворна. Куратор фестиваля Ольга Вад специально для The Art Newspaper Russia подготовила гид по проектам классиков роботического искусства.

«Двор чудес» (La Cour des Miracles/The Court of Miracles, 1997)

Билл Ворн, Луи-Филипп Демер

Инсталляция

Один из первых совместных проектов Ворна и Демера погружает зрителя в мир, населенный вымышленными роботизированными существами. Среди персонажей — «машина-попрошайка», «машина-преследователь», «крадущийся робот», «хромающий робот» и «робот-еретик». Инсценировка нереального, создание мира, в котором обитает популяция машин и кибернетических организмов, и эстетика поведения искусственных организмов — все это стало важными мотивами в творчестве обоих художников. Аналогично построены их другие совместные инсталляции, такие как «Ничья земля» (No Man’s Land, 1996) и «Процесс» (Le Procès/The Trial, 1999), участвовавшая в спектакле Робера Лепажа «Время зулу».

«Деволюция» (Devolution, 2006)

Луи-Филипп Демер, Гарри Стюарт. Совместно с Австралийским театром танца

Перформанс

В театральном перформансе «Деволюция» равнозначными персонажами на сцене оказываются человеческие тела и роботы. В проекте участвует 10 танцовщиков и 30 роботов различной конфигурации. Их хореография строится как исследование — пластическое и морфологическое — сосуществования этих двух видов в одной экосистеме: борьба за территорию, паразитизм, симбиоз, старение, мутация и так далее. Один из самых впечатляющих эпизодов спектакля — когда на сцену выходят танцовщики, облаченные в роботизированные костюмы, которые не только визуально изменяют тело, но и меняют его баланс, тем самым создавая совершенно уникальную пластику.

«Грациозные машины» (Grace State Machines, 2007)

Билл Ворн, Эмма Хоулс, Джонатан Вильнев

Перформанс

Еще одно исследование того, как биологическое тело может сосуществовать с механическим, а живое — с неживым. Название проекта на английском — игра слов: здесь не только идет речь о грации, которую можно усмотреть в движениях машины, state of grace — это божественная благодать, единение. В ходе перформанса танцовщица и робот взаимодействуют друг с другом через систему захвата движения и биосенсоров. Движения человека фиксируются художниками и переносятся на тело робота.

«Девушки Тиллера» (The Tiller Girls, 2009)

Луи-Филипп Демер

Перформанс

Название перформанса отсылает к известной танцевальной труппе 1890-х. Техника ее основателя Джона Тиллера строилась на основе синхронных жестов танцовщиц и математически выверенной дисциплине движений, складывающихся в динамический орнамент. У Демера вместо танцовщиц — 32 робота. Художник задается вопросом о том, как мы определяем границы исполнительского мастерства и могут ли достижения в области искусственного интеллекта сдвинуть наши представления об этом. Обращаясь к одному из теоретиков перформативности Филиппу Аусландеру, он размышляет о принятой в традиционных исполнительских искусствах (театре, музыке, танце) установке, что артисты должны обладать как техническим мастерством, так и артистизмом, способностью к интерпретации. Последние навыки всегда считались прерогативой человека, хотя пример «Девушек Тиллера» показывает, что техника вполне может служить заменой артистизма.

«Зона V5» (Area V5, 2009–2010)

Луи-Филипп Демер

Инсталляция

Зона V5 — это участок зрительной коры головного мозга, отвечающий за восприятие движения. Попав внутрь инсталляции, человек оказывается под прицелом сотни пар искусственных глаз. Робот может наблюдать за перемещениями людей и вступать с ними в невербальный диалог. Демер ссылается на последние исследования в области социальной робототехники и искусственного интеллекта, в которых большое внимание уделяется разработкам, связанным с движением глаз: именно они способны качественно повлиять на социальное взаимодействие человека и машины.

«Мегаистерическая машина» (Mega Hysterical Machine, 2010)

Билл Ворн

Инсталляция

Первый прототип этой инсталляции Ворн впервые показал в 2002 году — она называлась «Доистерическая машина» (Prehysterical Machine) — и с тех пор создал десять ее разновидностей, отличающихся в основном размерами. Гигантский подвешенный к потолку робот напоминает висящего на паутине паука: к сферическому телу прикреплены восемь «лап» из алюминиевых труб. Ультразвуковые датчики позволяют машине определить присутствие человека — и зрителю предоставлено самому расшифровать реакцию робота на собственное присутствие. Восприятие существа неизбежно происходит с помощью проекции наших внутренних ощущений на внешний мир. Мы автоматически присваиваем качества животных неизвестному — и реагируем (боимся или сочувствуем) уже на эти образы.

«Слепой робот» (The Blind Robot, 2012)

Луи-Филипп Демер

Инсталляция

И Демер, и Ворн подчеркивают, что им важно пробудить в зрителе эмпатию к существам, которые являются всего лишь металлическими конструкциями. Инсталляция «Слепой робот» — яркий тому пример. Зрителю предлагается вступить в контакт с роботом, который исследует его лицо движениями, напоминающими жесты рук слепого человека. Рядом на экране воспроизводится образ того, что «увидели» руки робота.

DSM-VI (2012)

Билл Ворн

Инсталляция

Машины, которые создают Ворн и Демер, всегда противоположны идеальному образу робота, и эти недостатки делают их гораздо более человечными. В частности, проект Ворна DSM-VI представляет роботических созданий как обладателей психических расстройств: невроз, психоз, расстройство личности, паранойя, шизофрения, депрессия и так далее. Название инсталляции отсылает к американскому справочнику по психическим расстройствам DSM, своеобразной библии современной психиатрии. Инсталляция напоминает лабиринт коридоров сумасшедшего дома, в закоулках которого живут таинственные существа, то игнорирующие присутствие человека, то впадающие в раж из-за вторжения в их пространство.

«Инферно» (Inferno, 2015)

Луи-Филипп Демер, Билл Ворн

Перформанс

«Инферно» — самый громкий на сегодняшний день совместный проект двух художников, получивший множество премий, в частности почетное упоминание Prix Ars Electronica 2016. Проект предлагает зрителям выйти на сцену и стать непосредственными участниками перформанса. Для этого нужно надеть роботический костюм — экзоскелет, доверив управление своими движениями машине. Структуру перформанса авторы позаимствовали у Данте. Подобно грешникам в «Божественной комедии», бесконечно предаваемым мукам в соответствующем их прегрешениям круге ада, участники «Инферно» попадают в техногенную преисподнюю: петлю из повторяющихся движений и атмосферу, вводящую в состояние, близкое к трансу. Тело участника оказывается под контролем невидимого карателя, скрывающегося за грудой металла, а голова — в размышлениях о будущем человечества во власти машин.


Луи-Филипп Демер — художник, работающий в области робототехнического искусства. За последние два десятилетия построил почти 380 инсталляций для театра, оперы, художественных и научных музеев. Его произведения выставлялись на фестивалях Ars Electronica, VIDA, Japan Media Arts Festival, Lightforms и Helpmann Awards. Читал курс цифровых медиа и выставочного дизайна в Hochschule für Gestaltung, филиале Центра искусства и медиатехнологий (ZKM). В настоящее время доцент Школы искусств, дизайна и медиа в Наньянском технологическом университете (NTU) в Сингапуре. Защитил кандидатскую степень в Университете Плимута.

Ссылка на сайт: http://www.processing-plant.com/

Билл Ворн — художник, занимающийся созданием робототехнических проектов более 20 лет. В 2001 году получил степень кандидата наук в области коммуникационных исследований в Университете Квебека в Монреале. С 1999 года преподает электронные искусства на факультете студийного искусства Университета Конкордия в Монреале. Его работы были представлены на многих международных фестивалях, в том числе Ars Electronica, ISEA, DEAF, Sonar, Exit, Via, Athens Video Art Festival, Wood Street Galleries, на Гаванской биеннале.

Ссылка на сайт: http://billvorn.concordia.ca/

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+