Почему Василий Баженов — учитель свободомыслия

На ярмарке книг об искусстве, прошедшей на выходных в Музее современного искусства «Гараж», представили книгу «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова», посвященную одноименной выставке

Фото: Евгения Гетингер
Фото: Евгения Гетингер
Фото: Евгения Гетингер
Фото: Евгения Гетингер
Фото: Евгения Гетингер
Фото: Евгения Гетингер

На залитой солнцем сцене недавно открывшегося летнего кинотеатра Garage Screen собрались пятеро кураторов и авторов — малая часть команды грандиозного проекта о «готическом вкусе», состоящего из двух выставок (в фонде IN ARTIBUS и в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева) и 700-страничной книги-каталога. Последней и был посвящен субботний вечер ярмарки.

Самой яркой и обаятельной речью порадовал слушателей Сергей Хачатуров, один из кураторов выставок, 20 лет лелеявший идею проекта. Он начал с того, что свобода творчества и мысли, воплощенная в неоготике в полной мере, всегда оставалась неблагонадежна с точки зрения системы: «Грандиозный вид, изобилие символики, невероятный интерьер — все это похоже на современный стиль фьюжен, не поддающийся никакой систематизации и ставящий под сомнение авторитеты». С богато иллюстрированным фолиантом стоит познакомиться, продолжил Хачатуров, чтобы посмотреть на схемы и чертежи главного автора готических идей на русской почве — бесстрашного архитектора Василия Баженова. Кроме того, книга может быть интересна как библиотека веяний, характеризующих именно современную цивилизацию. «Метамодернизм, к которому перешел постмодерн, коктейль из иронии, стилизации, нигилизма, возрождения старых концепций и истин, их обыгрывания — все это есть в эскизах и рисунках архитектора XVIII века Баженова, его предшественников и современников», — завершил выступление искусствовед.

Историк архитектуры Зоя Золотницкая рассказала о документах и фотографиях, которые опубликованы в книге впервые. Например, редкие эскизы дворцовых ансамблей в Конькове, которые предназначались для внуков Екатерины II. Их Баженов разрабатывал вместе с другом архитектором Матвеем Казаковым. В издании представлен единственный прижизненный портрет Василия Баженова, а также ранние чертежи баженовских проектов, которые приехали из частных коллекций в Казани. Татьяна Дудина, искусствовед, заведующая научным отделом хранения архитектурно-графических фондов XVIII–XIX веков Музея архитектуры, напомнила, что в книгу вошло гораздо больше произведений, чем в выставки: «В витринах не разместишь все листы альбомов». Также в нее включены редкие свидетельства — рисунки зданий, например в Царицыне, от которых давно уже ничего не осталось. Предназначение некоторых из них до сих пор остается загадкой, как, скажем, Павильона дружины.

Своими рекомендациями к прочтению поделились также директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева и старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Анна Корндорф. Подытожил встречу профессор университета Сорбонна, один из авторов книги Стефан Гесслер: «Важно изучить процессы культурных трансляций, не ограничиваясь просто сравнением, а предоставляя глубокий анализ, который мы также провели, сравнив европейскую неоготику и самобытное воплощение стиля здесь, в России».

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+