18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Готика в России, новое Средневековье и орден мопса

На международной конференции «Василий Баженов и греко-готический вкус» в фонде IN ARTIBUS обсудили обаяние готики — от первых сооружений в Англии и Франции до влияния на модные коллекции Александра Маккуина

Конференция «Василий Баженов и греко-готический вкус» состоялась 18 мая в фонде IN ARTIBUS, заседания прошли в залах выставки «Готика Просвещения». Фото: Лена Авдеева
Конференция «Василий Баженов и греко-готический вкус» состоялась 18 мая в фонде IN ARTIBUS, заседания прошли в залах выставки «Готика Просвещения».
Фото: Лена Авдеева

Конференция прошла 18 мая среди живописи, графики и скульптуры — экспонатов выставки «Готика Просвещения», часть которых входит в коллекцию основательницы фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой. Над зрительскими местами возвышалась загадочная статуя Минервы 1790 года, задавая встрече необходимый тон.

«Готика никогда не кончалась», — так начал свое выступление открывший конференцию историк архитектуры, профессор МАРХИ Дмитрий Швидковский. Показывая слушателям элементы Руанского и Миланского соборов, церкви Сант-Эсташ в Париже, он очертил хронологию неоготики в архитектуре, причины и стадии ее формирования. Триумфом воплощения готики в архитектуре, продолжил он, является Оксфорд. Профессор вспомнил историю с солнечными часами работы Кристофера Рена — символом космического времени, который никак не мог найти себе места. По легенде, профессор Оксфордского университета Джони Хинопс завещал огромное состояние колледжу при условии, что часы вернутся на готический передний двор, где мастер первоначально укрепил их. Но Хинопс умер, и от его миллионов отказались, только чтобы не снимать часы со стены барочной библиотеки. «Оксфордский мир — это грандиозный кроссворд, куда историки архитектуры вписывают названия неоготических течений по крайней мере четырех столетий».

Один из кураторов выставки и автор ее идеи Сергей Хачатуров выступает на конференции. Фото: Лена Авдеева
Один из кураторов выставки и автор ее идеи Сергей Хачатуров выступает на конференции.
Фото: Лена Авдеева

Зарубежный экскурс по неоготике подытожил обзор замка Строберри-Хилл Горация Уолпола. «Это как раз пример готики Просвещения, которая очень литературна. В говорящую историю в ней соединяются самые разные элементы апсид, башен, фасадов». Швидковский напомнил, что множество русских усадеб было построено именно в духе готических соборов Англии, даже «Спасская башня была завершена архитектором Кристофером Галоувеем и представляет готику, собранную из одних классических элементов». Неоготика Нееловых заимствовала находки замка Строберри-Хилл, дворец Румянцева-Задунайского в Вишенках и Чечерская ратуша в Белоруссии — находки Роберта Адама.

Следующий выступавший рассказал о невероятных взаимоотношениях Екатерины II и Василия Баженова, завершив свой доклад описанием символики некоторых архитектурных деталей усадьбы Царицыно. К примеру, трактовки виноградной лозы на царицынских Фигурных воротах не в духе масонства, которым Баженов так увлекался, а через евангельскую строку «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (эскиз ворот представлен во второй части выставки, в Музее архитектуры им. Щусева). В зале так никто и не спросил, можно ли и фигурки мопсов, которые до середины XIX века украшали колонны ворот, намекая на ложу ордена мопса XVIII века, тоже трактовать через Евангелие, зато во время перерыва «Портрет молодого человека с мопсом» Ивана Смирновского собрал больше половины слушателей.

Над зрителями и участниками конференции возвышалась загадочная статуя Минервы 1790 года. Фото: Лена Авдеева
Над зрителями и участниками конференции возвышалась загадочная статуя Минервы 1790 года.
Фото: Лена Авдеева

Продолжил заседание один из кураторов выставки «Готика Просвещения» и автор ее идеи Сергей Хачатуров. Рассказ о вдохновившей его выставке 2015 года Gothic Imagination в Британской библиотеке, фактически первой, столь полно описавшей стиль, оказался емким перечислением направлений, в которых готика проявляется сегодня — от беллетристики про вампиров, актера Дэниела Рэдклиффа, выросшего из героя готической сказки (фильмы о Гарри Поттере) в персонажа готической новеллы (фильм «Женщина в черном»), до модных показов Александра Маккуина и фестиваля готов в Уитби. По мнению Хачатурова, в России природа готики более обострена, что, в частности, доказывают и проекты Баженова. «Готическая меланхолия, страсти, эстетические парадоксы близки мировоззрению сегодняшнего человека с его разбалансированным миропониманием, желанием приблизиться к настоящим чувствам сквозь медийные трафареты и манипуляции сознанием». Сергей Хачатуров упомянул о самых первых опытах обращения к «готическому вкусу» в России (театральная декорация Василия Баженова и нарисованная Иваном Ивановым Башня-руина Фельтена), о макетах старорусских дворцов, напоминающих образы с картин Аристарха Лентулова или Казимира Малевича, о личности самого Баженова, «который был сумасшедшим, ломающим все каноны, и самоубийцей в общении с монархами». Еще раз описав логику выставочного проекта, он добавил, что главное качество готики сегодня — «метафикшен». Это значит приоритет фрагмента, мистификация, незавершенность и клиповость, заимствованные из готического романа с его конструкцией рассказа в рассказе и симуляцией текстов документов разных эпох. Чтобы убедиться в этом, искусствовед посоветовал немедленно познакомиться со ставшим бестселлером романом Марка Данилевского «Дом листьев».

В рамках конференции в этот день говорили о театральности русского готического мирочувствования, о готических скульптурных формах, отражении стиля в церковной иконографии и советской архитектуре. Завершилось заседание приглашением на большой международный конгресс «Готика и модернизм», который пройдет в июне в Рейксмузеуме и станет третьим после Британии и России проектом, посвященным готическому стилю, его логичным завершением.

После официальной части собравшиеся поздравили куратора Сергея Хачатурова с днем рождения тортом в виде готический арки Пиранези. Как и положено искусствоведам и архитекторам, сначала торт обсудили с архитектурной точки зрения и только после этого попробовали.

Выставка «Готика просвещения» продлится в фонде IN ARTUBUS до 30 июля.

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+