РПЦ претендует на восемь объектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Росимущество получило заявки на передачу церкви Трапезной палаты и звонницы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. На рассмотрении ведомства находятся еще шесть претензий церкви на объекты музея, поданные до этого

Спасо-Преображенский собор в Суздале. Photo: Sdl77
Спасо-Преображенский собор в Суздале. Photo: Sdl77

На презентации концепции развития Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Министерстве культуры 18 мая его директор Игорь Конышев сообщил, что Русская православная церковь (РПЦ) направила в Росимущество заявки на передачу ей Трапезной палаты и звонницы Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Конышев также напомнил, что, помимо этого, РПЦ претендует еще на шесть объектов музея. В Гусь-Хрустальном ей может достаться Георгиевский собор, в котором сейчас располагается Музей хрусталя им. Мальцовых. В Суздале церковь хочет получить Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря, приказную избу Покровского монастыря и Знаменскую церковь. Во Владимире РПЦ могут перейти Троицкая церковь с Музеем хрусталя и Золотые ворота. Заявка на передачу Георгиевского собора подана еще в 2013 году. При этом по закону срок передачи имущества религиозного назначения не может превышать шесть лет со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации. Однако, по словам Игоря Конышева, никаких действий в этом направлении со стороны Росимущества предпринято не было. В случае если передача не состоится в установленные законом сроки, заявитель имеет право обратиться в суд.

Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Говоря о судьбе значительно перестроенного в советское время Георгиевского собора, министр культуры РФ Владимир Мединский отметил, что церкви предстоит доказать наличие средств на его восстановление, чтобы передача состоялась. «И тогда мы все будем только рады», — заявил чиновник. Мединский также отметил, что реставрационный проект должен быть реализован с привлечением музейного сообщества. Игорь Конышев в комментарии корреспонденту TANR высказал похожую позицию. «Мы, в общем-то, не сильно настаиваем на том, чтобы собор остался за нами, если у нас появится большее здание. В таком случае нас ждет увеличение экспозиционных площадей. К тому же для музея стекла нужны особые условия экспонирования, и не всегда возможно такие условия создать в бывшем храмовом здании», — сказал он. Взамен собора музей хочет переехать в здание напротив — бывшую богадельню, где сейчас размещается городская администрация, получив таким образом около 5,2 тыс. кв. м площадей.

Лишаться остальных зданий, однако, музей не намерен, но и к такому сценарию готовится. В случае передачи РПЦ Знаменской церкви, Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику придется строить новый визит-центр для посетителей, а Спасо-Евфимиев монастырь планируется разгрузить за счет перемещения части фондов в здания бывшего хозяйственного двора усадьбы Храповицкого в Муромцеве, их должны будут приспособить под депозитарий.

Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Кроме передачи музейного имущества церкви, директор Владимиро-Суздальского музея обеспокоен сохранностью отреставрированных фресок Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире, где регулярно проходят богослужения. «Я был поставлен перед фактом, что мы со своими экскурсиями можем войти в собор с часу до пяти, все остальное время его занимает Владимиро-Суздальская епархия. Мы закончили реставрировать фрески Рублева и с ужасом смотрим на то, что частые службы и большое количество испарений от свечей и того, что используется для проведения богослужений, через несколько лет сведут все наши старания на нет», — рассказал Конышев. Главный хранитель музея Ольга Петрова отметила, что решить проблему быстро вряд ли возможно без осложнения отношений с РПЦ. Для налаживания диалога директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин порекомендовал обратиться к Экспертному совету по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской православной церкви, назвав его «площадкой, на которой можно начинать переговоры».

Напомним, что Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, образованный в 1958 году, объединяет более 50 историко-архитектурных памятников во Владимире, Суздале, Гусь-Хрустальном, Боголюбове, Кидекше и Муромцеве. Десять зданий музея входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2016 году Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря и Владимиро-Суздальский музей-заповедник за многолетнюю работу по реставрации иконы «Богоматерь Боголюбская» получили премию The Art Newspaper Russia.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+