18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Чей Шиле — не решили

№53
Материал из газеты

Две работы художника, принадлежавшие погибшему в Дахау еврейскому артисту-комику, пытаются отсудить его наследники. Предыдущие аналогичные иски были отклонены

Наследники Фрица Грюнбаума, собрание которого насчитывало почти 500 работ, в том числе 81 акварель Эгона Шиле, требуют вернуть им «Женщину в черном фартуке» и «Женщину, закрывшую лицо» 1911 и 1912 годов. Общая стоимость работ, изъятых со стенда лондонского дилера Ричарда Нэги на ярмарке Salon + Design Fair в Нью-Йорке в 2015 году, оценивается примерно в $5 млн. Дело принимает интересный оборот в свете вступления в силу «Закона о реституции искусства, конфискованного во время холокоста», который устанавливает срок давности — шесть лет с момента обнаружения объекта до подачи иска с требованием его возвращения. Спор за эти акварели практически аналогичен многолетней тяжбе вокруг другого рисунка Шиле из собрания Грюнбаума, которую наследники проиграли, так как слишком поздно заявили о своих правах. Однако главный вопрос и тогда и сейчас другой: действительно ли Грюнбаумы отдали коллекцию нацистам по принуждению?

В 1930-е годы рисунки Шиле принадлежали Фрицу Грюнбауму, артисту кабаре в Вене, который в своих скетчах высмеивал нацистов. В 1938 году, вскоре после захвата Австрии нацистской Германией, Грюнбаума отправили в концлагерь. Тщетно пытаясь выторговать разрешение на выезд из страны для себя и мужа, его жена Элизабет подписала все документы, передав имущество нацистам. Скончался Грюнбаум в Дахау в январе 1941 года. Его супруга была выслана и через год умерла в лагере под Минском. Собрание неожиданно объявилось в 1956 году в Швейцарии на аукционе Eberhard Kornfeld. Тогда на торги было выставлено около 50 работ, владелицей которых, по документам, являлась Матильда Лукаш, сестра Элизабет. Информации о том, где коллекция находилась между 1942 и 1956 годом, практически нет. Многие считают, что она была не конфискована, а спрятана во время войны и уже после попала к Лукаш и ее мужу.

Адвокат Раймонд Дауд, представляющий интересы наследников Грюнбаума, после вступившего в силу «Закона о реституции искусства» надеется, что дело решится в пользу его клиентов. Дауд также пообещал предоставить некие «бесспорные доказательства» изъятия коллекции нацистами. Нэги, в свою очередь, отмечает, что клиенты Дауда уже проиграли в двух арбитражных судах в Австрии и в Федеральном суде в Нью-Йорке. Скептически настроен и Роберт Хольцбауэр, занимавшийся провенансом работ в Фонде Рудольфа Леопольда в Вене. Он сомневается в том, что действительно появились новые свидетельства, и напоминает, что иски с требованием вернуть работы Грюнбаума подавались против Музея Леопольда в 2010 году и Альбертины в 2015 году, однако в обоих случаях были отклонены.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+