Война и мир Евгения Халдея. История страны глазами репортера

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

К 100-летию фотографа Мультимедиа Арт Музей показывает его наследие

Евгений Халдей. «Обед в детском саду на берегу моря. Севастополь. 1944 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Обед в детском саду на берегу моря. Севастополь. 1944 г.». Мультимедиа Арт Музей

Евгений Халдей (1917–1997) — один из любимых авторов МАММ. Его первую персональную выставку показали здесь 20 лет назад и с тех пор все время включают в экспозиции. В основном о войне, ведь, работая в Фотохронике ТАСС, Халдей сделал множество таких снимков, включая знаменитое «Знамя Победы над Рейхстагом». Вообще, наследие Халдея хорошо изучено, его имя знает и массовый зритель, и западные коллеги. Директор парижского фотоагентства Rapho Марк Гроссе посвятил изучению его творчества многие годы и издал по итогам альбом. Еще раньше бельгийцы сделали фильм с монологами фотографа — его показывают на выставке.

Евгений Халдей. «Матросы загорают на палубе крейсера «Молотов». Севастополь. 1944 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Матросы загорают на палубе крейсера «Молотов». Севастополь. 1944 г.». Мультимедиа Арт Музей

В нынешнюю ретроспективу, в основу которой легли современные отпечатки из огромной музейной коллекции негативов и из архива семьи, фотолетопись войны, безусловно, вошла. Здесь можно увидеть все самые знаковые кадры: людей, собравшихся у уличной радиоточки 22 июня 1941 года, поэта Евгения Долматовского с бронзовой головой Гитлера в руках, регулировщицу на дороге в Берлин, поверженные нацистские штандарты на Красной площади, Жукова на белом коне и на трибуне Мавзолея рядом с внезапно сжавшимся в размерах вождем народов, самого вождя в белом кителе на Потсдамской конференции и военного преступника Геринга на Нюрнбергском процессе.

Евгений Халдей. «Товарищеский футбольный матч советских и английских летчиков. Заполярье. 1942 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Товарищеский футбольный матч советских и английских летчиков. Заполярье. 1942 г.». Мультимедиа Арт Музей

«Знамя» же представлено всей историей создания: несколькими кадрами с позирующими солдатами, видеорассказом о том, как Халдей шил флаг из месткомовской скатерти и замазывал вторые часы на руке героя, а также снимком, на котором советский фоторепортер стоит в 1995 году (скорее всего, на совместной выставке в Перпиньяне) с Джо Розенталем, автором другого «Знамени», американского. Мастерство режиссуры, впрочем, совершенно не мешает этому кадру быть одним из самых ярких символов Победы.

Евгений Халдей. «Знамя Победы над Рейхстагом. Берлин. 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Женщины на строительстве Днепровско-Бугского канала. 1940 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Зачем война?» Слепой с поводырем. Берлин. 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Потсдамская конференция. Июль. 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Солдаты бросают гитлеровские штандарты. Парад Победы. Москва. 24 июня 1945 г.».  Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Священник Ломакин на фоне Исаакиевского собора. Ленинград. 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Военные преступники на Нюрнбергском процессе. Нюрнберг. 1946 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Головные уборы участников Потсдамской конференции. Июль, 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Танцы в Доме культуры. Ленинград. 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Знамя Победы над Рейхстагом. Берлин. 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Женщины на строительстве Днепровско-Бугского канала. 1940 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Зачем война?» Слепой с поводырем. Берлин. 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Потсдамская конференция. Июль. 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Солдаты бросают гитлеровские штандарты. Парад Победы. Москва. 24 июня 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Священник Ломакин на фоне Исаакиевского собора. Ленинград. 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Военные преступники на Нюрнбергском процессе. Нюрнберг. 1946 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Головные уборы участников Потсдамской конференции. Июль, 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей. «Танцы в Доме культуры. Ленинград. 1945 г.». Мультимедиа Арт Музей

И все же упор на выставке сделан не на военной съемке, а на куда менее известных фотографиях мирного времени. Экспозиция также дополнена архивными документами, включая тетрадку «Кем была мама, которую убили 13 марта 1918 года» (мать фотографа погибла в еврейском погроме). И здесь оказывается, что, помимо Великой Отечественной, Евгений Халдей на протяжении нескольких десятилетий создавал огромную фотоисторию страны, в которую каждый кадр и каждый отрывок личных воспоминаний входит как кусок пазла в общую картину. Женщины на строительстве Днепровско-Бугского канала в 1940 году и девочки в детдоме в ­1954-м, концерт на Манежной во время празднования 800-летия Москвы, Джина Лоллобриджида в Шереметьево и дикторы телевидения в «Останкино». Конечно, эти снимки сделаны для советских газет, часть явно постановочна. Но, рассматривая их, вдруг замечаешь, как сильно отдельные детали вроде вышитой наволочки воспитанницы детдома или напоминающей современный декор сцены «Песни о Сталине» продолжают задевать чувства зрителя и давать неожиданные ­отсылки ко дню сегодняшнему. 

Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей
До 11 июня

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+