18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Война и мир Евгения Халдея. История страны глазами репортера

№53
Материал из газеты

К 100-летию фотографа Мультимедиа Арт Музей показывает его наследие

Евгений Халдей (1917–1997) — один из любимых авторов МАММ. Его первую персональную выставку показали здесь 20 лет назад и с тех пор все время включают в экспозиции. В основном о войне, ведь, работая в Фотохронике ТАСС, Халдей сделал множество таких снимков, включая знаменитое «Знамя Победы над Рейхстагом». Вообще, наследие Халдея хорошо изучено, его имя знает и массовый зритель, и западные коллеги. Директор парижского фотоагентства Rapho Марк Гроссе посвятил изучению его творчества многие годы и издал по итогам альбом. Еще раньше бельгийцы сделали фильм с монологами фотографа — его показывают на выставке.

В нынешнюю ретроспективу, в основу которой легли современные отпечатки из огромной музейной коллекции негативов и из архива семьи, фотолетопись войны, безусловно, вошла. Здесь можно увидеть все самые знаковые кадры: людей, собравшихся у уличной радиоточки 22 июня 1941 года, поэта Евгения Долматовского с бронзовой головой Гитлера в руках, регулировщицу на дороге в Берлин, поверженные нацистские штандарты на Красной площади, Жукова на белом коне и на трибуне Мавзолея рядом с внезапно сжавшимся в размерах вождем народов, самого вождя в белом кителе на Потсдамской конференции и военного преступника Геринга на Нюрнбергском процессе.

«Знамя» же представлено всей историей создания: несколькими кадрами с позирующими солдатами, видеорассказом о том, как Халдей шил флаг из месткомовской скатерти и замазывал вторые часы на руке героя, а также снимком, на котором советский фоторепортер стоит в 1995 году (скорее всего, на совместной выставке в Перпиньяне) с Джо Розенталем, автором другого «Знамени», американского. Мастерство режиссуры, впрочем, совершенно не мешает этому кадру быть одним из самых ярких символов Победы.

И все же упор на выставке сделан не на военной съемке, а на куда менее известных фотографиях мирного времени. Экспозиция также дополнена архивными документами, включая тетрадку «Кем была мама, которую убили 13 марта 1918 года» (мать фотографа погибла в еврейском погроме). И здесь оказывается, что, помимо Великой Отечественной, Евгений Халдей на протяжении нескольких десятилетий создавал огромную фотоисторию страны, в которую каждый кадр и каждый отрывок личных воспоминаний входит как кусок пазла в общую картину. Женщины на строительстве Днепровско-Бугского канала в 1940 году и девочки в детдоме в ­1954-м, концерт на Манежной во время празднования 800-летия Москвы, Джина Лоллобриджида в Шереметьево и дикторы телевидения в «Останкино». Конечно, эти снимки сделаны для советских газет, часть явно постановочна. Но, рассматривая их, вдруг замечаешь, как сильно отдельные детали вроде вышитой наволочки воспитанницы детдома или напоминающей современный декор сцены «Песни о Сталине» продолжают задевать чувства зрителя и давать неожиданные ­отсылки ко дню сегодняшнему. 

Мультимедиа Арт Музей
Евгений Халдей
До 11 июня

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+