18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Девять жизней современного искусства

№53
Материал из газеты

13 мая открывается 57-я Венецианская биеннале современного искусства. У руля — четвертая в истории женщина-куратор на этом посту, а выставка прославляет художников-творцов

Биеннале современного искусства каждые два года собирает в Венеции профессионалов и любителей актуальных художественных практик. Возникшая в 1895 году как международная художественная выставка, начиная с 1976 года биеннале всегда проходит под руководством куратора-вдохновителя и каждый раз заявляет новую тему, которая отмечает важные тенденции и дает пищу для критических размышлений. Традиционно биеннале состоит из основного проекта — кураторской выставки, которая иллюстрирует основную тему, — и из выставок в национальных павильонах. Основной проект всегда располагается в Центральном павильоне в парке Джардини и в венецианском Арсенале. Национальные павильоны разбросаны по парку, а также по палаццо в черте города и пространствам в Арсенале. На 57-й Венецианской биеннале можно увидеть экспозиции 85 национальных павильонов, причем 4 страны принимают участие впервые: Антигуа и Барбуда, Казахстан, Кирибати и Нигерия.

В этом году куратор биеннале — Кристин Масель, четвертая женщина в истории, занявшая этот пост. До нее был дуэт кураторов Розы Мартинес и Марии де Корраль в 2005-м, а в 2009-м пост занимала швейцарка Биче Куригер. Кристин Масель — главный куратор Центра Помпиду с 2000 года. Она уже принимала участие в Венецианской биеннале: в 2007 году в качестве куратора павильона Бельгии, а в 2013-м — Франции. Помимо этого, она ответственна за выставки иллюзиониста от современного искусства Филиппа Паррено (2009), звезды французской арт-сцены Софи Каль (2003) и американской фотохудожницы Нан Голдин (2002).

Тема Венецианской биеннале этого года, выбранная Кристин Масель, похожа на восторженный манифест — Viva arte viva. Ее проект сильно меняет угол зрения по сравнению с прошлой биеннале, когда куратор Оквуи Энвезор вынес на всеобщее обозрение изъяны капиталистического мира и современное африканское искусство. В этом году в центре внимания оказываются не проблемы искусства, а само искусство, то есть в первую очередь художники. Нынче старый добрый девиз «Искусство ради искусства» заиграет новыми красками, а международной аудитории предстоит выучить много новых имен: из 120 участников 103 впервые показывают свои работы в основном проекте. Среди них — отечественные художники Таус Махачева, Ирина Корина и выходец из Советского Союза Вадим Фишкин.

Таус Махачеву можно назвать самой известной на сегодняшний день за пределами России российской современной художницей. В прошлом году она выступила в Центре Помпиду с перформансом «Супер Таус», в котором рефлексировала на тему традиционной роли женщины в родном Дагестане. Она многократный лауреат премий в области искусства, а также участница основного проекта 4-й Московской биеннале современного искусства. Ирина Корина — современный мастер тотальных инсталляций. Ее яркие масштабные работы, для которых она использует ткани, сухие ветви, органические и неорганические найденные объекты, заслужили ей место в ряду наиболее самобытных и ярких художников отечественной арт-сцены. В 2009 году она участвовала в групповой выставке в российском  павильоне на Венецианской биеннале. Вадим Фишкин родился в 1965 году в Пензе, сегодня живет и работает в Любляне. В 1996 году принимал участие в самой первой биеннале Manifesta в Роттердаме, а в 2014-м был участником Manifesta 10 в Санкт-Петербурге.

В списке участников основного проекта хватает и мировых знаменитостей. Можно выделить австрийского скульптора-акциониста Франца Веста, художника датского происхождения Олафура Элиассона, который создает погодные инсталляции, французских топ-звезд Кадера Аттиа и Филиппа Паррено, одного из самых известных мексиканских художников Габриэля Ороско.

Рефлексируя над структурой биеннале, исторически поделенной на главы-павильоны, выставка фокусируется на девяти художественных «семьях» — они же «павильоны» внутри нее, каждый из которых посвящен одной теме. Павильон художников и книг, Павильон радостей и страхов, Павильон общин, Павильон Земли, Павильон традиций, Павильон шаманов, Дионисийский павильон, Павильон красок, Павильон времени и бесконечности — каждый раскрывает тот или иной аспект современного художественного дискурса. Выставку открывает Павильон художников и книг (перед посетителями распахивают двери мастерские), а завершает Павильон времени и бесконечности, где куратор задает свой главный вопрос: в какое же время мы живем?

Основная идея, с которой Кристин Масель пришла в парк Джардини и венецианский Арсенал, — это прославление человека как творца. «Сегодня в мире, полном конфликтов и потрясений, искусство показывает самое ценное из того, что делает нас людьми. Искусство — это универсальная основа для размышлений, самовыражения, проявления свободы и решения важнейших вопросов человеческой жизни. В рамках современных дискуссий роль, голос и ответственность художника важны как никогда… Viva arte viva — это биеннале, созданная художниками, о художниках и для художников. Она рассматривает формы, которые они предлагают, вопросы, которые они задают, методы, которые они развивают, и способы существования, которые они выбирают». В этом году биеннале совпала с проходящей раз в пять лет выставкой критического искусства Documenta, и сравнений невозможно избежать. Пока что можно с уверенностью сказать одно: вместо тяжелого разговора о несправедливости этого мира нам предстоит интеллектуальная игра, по которой многие успели соскучиться.

57-я Венецианская биеннале современного искусства
13 мая 2017 - 26 ноября 2017

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+