18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

К 100-летнему юбилею ЗИЛ собрал свою историю в один альбом

№52
Материал из газеты

Сотрудники Центра фотографии имени братьев Люмьер подготовили фотографический альбом из лучших снимков, изображающих знаменитый завод и его самых известных рабочих

Альбом фотографий, посвященный 100-летию АМО ЗИЛ, — издание необычное и примечательное. Особость его связана с тем, что создан он для внутреннего использования и одновременно для внешнего наблюдателя — коротко говоря, это и подарок, и исследование. Примечательность его еще и в том, что подготовили книгу сотрудники Центра фотографии имени братьев Люмьер, одного из культовых мест сегодняшней арт-Москвы.

Возможно, именно сотрудничество с продвинутой институцией задало исследованию определенную траекторию, связанную с особым способом отбора фотографий. Здесь демонстрируется парадный портрет завода, хотя, конечно же, гораздо интереснее то, что нам не показали. Или то, почему фотогра­фии, сделанные в 1990-е годы (их в альбоме совсем немного), так похожи на стилизации, отсылающие нас к героическим этапам большого пути: в конец 1920-х, 1930-е и 1970-е годы.
Надо сказать, что эти десятилетия представлены наиболее полно. Альбом открывается работой классика советской фотографии Аркадия Шайхета. На ней запечатлен приезд Максима Горького, рядом с ним — первый директор завода Иван Лихачев, именем которого он будет позднее назван (аббревиатура ЗИЛ расшифровывается как «завод имени Лихачева»).
Аркадий Шайхет стремился к объективности, а Александр Родченко хотел зафиксировать знаки нарождающейся советской индустрии. Его фотографии из серии «Завод АМО» и сегодня будоражат воображение, настолько они динамичны. Впрочем, Родченко — единственный представитель героического авангарда в книге, большую часть которой составляют именно репортажные фотографии Эммануила Евзерихина, Якова Халипа, Льва Шерстенникова, Евгения Халдея и многих других. На них изображены сотрудники завода, работающие цеха, огромные прессы и станки. Но есть и нечто невидимое, что объединяет эти снимки и о чем трудно начать говорить. Возможно, это История и ее безукоризненно запечатленный дух.

АМО ЗИЛ. 100 лет
Центр фотографии имени братьев Люмьер.
М., 2016

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+