18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что значат грядущие выборы для арт-рынка Франции?

№52
Материал из газеты

Галеристы требуют от государства большей самостоятельности, а политические события отражаются на замедлении продаж искусства: такое ощущение, что политика сейчас гораздо важнее культуры

Результаты предстоящих 7 мая этого года выборов президента Франции могут радикально изменить политический пейзаж страны и повлиять на соотношение сил между Лондоном и континентальными европейскими рынками, вселив неуверенность в живой и гибкий арт-рынок Франции.

Несмотря на то что произошедшие в Париже в 2015 году террористические акты ожидаемо негативно сказались на посещаемости и продажах таких ведущих художественных ярмарок города, как FIAC, Биеннале антикваров, PAD и Paris Photo, столичные аукционные дома общемировой спад 2016 года обошел стороной: оборот французского Christie’s вырос на 4,5% и составил €244,6 млн, французского Sotheby’s — на 4,3%, до €220 млн, а Artcurial — на 10%, до €210 млн. И только Drouot сообщил о снижении продаж, очень скромном — с €375 млн до €370 млн.

«На общемировом фоне дела в Париже идут на удивление хорошо, и, в отличие от многих других точек на карте международного арт-рынка, он даже набирает силу», — говорит председатель Artcurial Николя Орловски. В значительной мере этот рост происходит благодаря экспорту культурного наследия из французских замков и усадеб. «Около 80% продаваемых нами вещей стоимостью более €50 тыс. отправляется за границу, и три четверти из них — предметы, сделанные во Франции», — отмечает заместитель председателя Artcurial Франсуа Тажан.

Вдохновленное общим подъемом популизма в Европе, выдвижение возглавляющей крайне правую партию «Национальный фронт» Марин Ле Пен кандидатом на пост президента Франции вызывает обеспокоенность у многих представителей художественного сообщества. Предвыборный манифест Ле Пен содержит крайне неблагоприятные для арт-рынка обещания, в том числе выход из ЕС (что положит конец свободному товарообороту) и политику, как она это называет, «умного протекционизма», предполагающую введение 3%-ного налога на весь импорт.

Что касается стратегий других кандидатов,  то на наши вопросы ответили только в предвыборном штабе Эмманюэля Макрона, подтвердив, что он не намерен отменять существующее сейчас освобождение от налога на имущество для произведений искусства. Для французского рынка это важно: такая льгота побуждает богатых коллекционеров инвестировать средства в искусство, чтобы сократить объем своего подлежащего налогообложению имущества. В то же время это обстоятельство снижает их желание продавать работы.

Чего же хотят французские арт-дилеры от государства? В конце прошлого года депутат Национальной ассамблеи Мишель Эрбийон представил в парламенте доклад, в котором предложил 28 мер, направленных на поддержку французского арт-рынка, в том числе разнообразные субсидии для усиления Франции на международном рынке и налоговые льготы, призванные стимулировать инвестиции в искусство. Практически в то же время федерация французских аукционистов Symev опубликовала резолюцию, где призвала к внедрению налоговых поощрений и к сокращению объема государственного вмешательства, которые сделали бы аукционный рынок страны более конкурентоспособным по сравнению с Лондоном и Нью-Йорком. «Государственное регулирование необходимо ослабить», — уверен президент федерации Жан-Пьер Озна.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+