18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Есть ли будущее у ярмарок искусства?

№52
Материал из газеты

Бывший директор ярмарки Pulse размышляет о том, как должен развиваться этот формат, чтобы выжить. По его мнению, чтобы существование ярмарок было оправданным, они должны стать лучшими инструментами не только продаж, но и продвижения искусства

Сейчас только ленивый не критикует ярмарки искусства, где коллекционеры в оцепенении бродят между стендами, а художники чувствуют себя коровами на экскурсии по скотобойне. Однако это колоссальная экономика, в которую вовлечены тысячи людей — как художников, так и связанных с искусством специалистов. Да, арт-бизнесу есть над чем работать, но в целом я не понимаю, чем плохи ярмарки в качестве экономического двигателя мира искусства.

Художественные ярмарки в прямом и переносном смысле служат местом встреч художественного сообщества. Ярмарки остаются принципиально важными площадками для маленьких и средних галерей, представляющих широчайший слой экономики. Для них ярмарки играют роль места, где они устанавливают связи с клиентами и укрепляют репутацию. И какими бы несовершенными площадками ни были художественные ярмарки, Интернет, даже со всеми современными технологиями, никогда не сможет подарить нам то ощущение чуда, которое испытываешь, стоя перед произведением.

Несмотря на то что ярмарки в том виде, в каком мы их знаем, высасывают силы, творческую энергию и деньги из принимающих в них участие галерей и художников, практические решения этой проблемы существуют. Например, можно разрешать галереям участвовать в ярмарке не каждый год, не теряя при этом своего места, что позволит снизить общий синдром «усталости от ярмарок», с которым сталкиваются как галеристы, так и ценители искусства.

Среди других имеющихся у ярмарок возможностей — уменьшение масштабов (или хотя бы масштабов амбиций) региональных художественных ярмарок, движение в сторону интеграции с цифровыми и другими платформами, расширение области деятельности как в пространстве, так и во времени. Новая программа Pulse360 ярмарки Pulse, программа Art Basel Cities, межгалерейный лондонский проект Condo и мероприятия в духе «недели галерей» служат примерами удачных альтернативных моделей по расширению формата художественной ярмарки.

Ярмарки испытывают трудности или закрываются не из-за конкуренции с себе подобными, а из-за того, что борются за деньги и внимание посетителей и галерей. Отсюда и рост арендных ставок на большие площадки, и траты на поддержку музейных выставок и публикаций. После 2017 года выживут и будут процветать те из них, кто будет соответствовать запросам аудитории и сможет найти баланс между коммерцией и ответственностью.  

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+