18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Императорский пекинес Лути может спать спокойно

№52
Материал из газеты

Книга посвящена проблеме происхождения предметов из государственных коллекций разных стран, хранящихся ныне в музеях и галереях

В центре внимания Тиффани Дженкинс произведения искусства, приобретенные не совсем законным путем: полученные по принуждению, отнятые силой или в результате грабежей. Существует немало способов присвоения чужого имущества, а также дальнейшей легализации памятников науки и искусства, становящихся в конце концов общественным достоянием.

Скажем, в конце XIX века 900 произведений африканского искусства британские колонизаторы увезли после разгрома королевства Бенин, а теперь эти предметы находятся в пяти разных странах, включая Нигерию. Должны ли материальные ценности, добытые неправедным путем, сегодня быть возвращены туда, где существовали изначально? А если должны, то кому следует их возвращать? Есть ли у нас веские основания для того, чтобы вещи с сомнительным провенансом продолжали оставаться в государственных собраниях?

Один известный директор одного известного британского музея буквально расплылся в улыбке, когда его спросили о реституции. Ответ его был четким и недвусмысленным: его музей является владельцем этих произведений искусства, и точка.

Тем не менее проблема происхождения музейных предметов оказывается критически важной как для их безупречной сохранности и экспонирования, так и для решения спорных вопросов постколониального существования, бросающих тень и на великие коллекции, и на всю историю человечества.

Автор приводит десятки, даже сотни примеров спорных случаев, особенно сложных, когда предметы имеют священный статус и являются объектами поклонения. Вывод Дженкинс однозначен: «Миссия музеев должна состоять в приобретении, консервировании, исследовании и демонстрации своих коллекций. Это все, и этого достаточно». Дженкинс проявляет решимость, красноречиво отстаивая мысль: что имеем, то и храним.

Но такая позиция — вопрос времени. Недалек тот день, когда Китай начнет посылать официальные запросы о возвращении на родину многочисленных предметов (в основном фарфора), вывезенных французами и британцами из Летнего императорского дворца в Пекине в 1860 году во время второй «опиумной войны». Впрочем, пса Лути, императорского пекинеса, это не касается: он, как ни странно, был подарен королеве Виктории. И теперь его портрет логично находится в королевской коллекции.

Tiffany Jenkins. Keeping Their Marbles.
Oxford University Press. $34,95.
На английском языке 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+