18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Императорский пекинес Лути может спать спокойно

№52
Материал из газеты

Книга посвящена проблеме происхождения предметов из государственных коллекций разных стран, хранящихся ныне в музеях и галереях

В центре внимания Тиффани Дженкинс произведения искусства, приобретенные не совсем законным путем: полученные по принуждению, отнятые силой или в результате грабежей. Существует немало способов присвоения чужого имущества, а также дальнейшей легализации памятников науки и искусства, становящихся в конце концов общественным достоянием.

Скажем, в конце XIX века 900 произведений африканского искусства британские колонизаторы увезли после разгрома королевства Бенин, а теперь эти предметы находятся в пяти разных странах, включая Нигерию. Должны ли материальные ценности, добытые неправедным путем, сегодня быть возвращены туда, где существовали изначально? А если должны, то кому следует их возвращать? Есть ли у нас веские основания для того, чтобы вещи с сомнительным провенансом продолжали оставаться в государственных собраниях?

Один известный директор одного известного британского музея буквально расплылся в улыбке, когда его спросили о реституции. Ответ его был четким и недвусмысленным: его музей является владельцем этих произведений искусства, и точка.

Тем не менее проблема происхождения музейных предметов оказывается критически важной как для их безупречной сохранности и экспонирования, так и для решения спорных вопросов постколониального существования, бросающих тень и на великие коллекции, и на всю историю человечества.

Автор приводит десятки, даже сотни примеров спорных случаев, особенно сложных, когда предметы имеют священный статус и являются объектами поклонения. Вывод Дженкинс однозначен: «Миссия музеев должна состоять в приобретении, консервировании, исследовании и демонстрации своих коллекций. Это все, и этого достаточно». Дженкинс проявляет решимость, красноречиво отстаивая мысль: что имеем, то и храним.

Но такая позиция — вопрос времени. Недалек тот день, когда Китай начнет посылать официальные запросы о возвращении на родину многочисленных предметов (в основном фарфора), вывезенных французами и британцами из Летнего императорского дворца в Пекине в 1860 году во время второй «опиумной войны». Впрочем, пса Лути, императорского пекинеса, это не касается: он, как ни странно, был подарен королеве Виктории. И теперь его портрет логично находится в королевской коллекции.

Tiffany Jenkins. Keeping Their Marbles.
Oxford University Press. $34,95.
На английском языке 

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
В «Крокус Экспо» 20–22 февраля состоится четвертая Международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства ARTDOM
23.01.2025
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+