18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Фотографическая Одиссея длиною больше века

№52
Материал из газеты

Аукционный дом Phillips проведет 3–4 апреля в Нью-Йорке традиционные торги, посвященные фотографии

Более 400 снимков общей оценкой около $10 млн будут выставлены на вечерние и дневные торги Phillips  в Нью-Йорке (3 и 4 апреля, третий аукцион намечен на 4 октября).  А их романтическое название — «Одиссея коллекционирования» — вполне отражает путь основателя собрания. Говард Стайн, глава компании Dreyfus Corporation, увлекся собирательством на излете ­1980-х и сумел создать одну из самых масштабных частных коллекций, охвативших историю «светописи» от ее начала в середине XIX века до современных образцов. В 1998 году Стайн передал собрание некоммерческому фонду Joy of Giving Something, который отвечал на многочисленные приглашения мировых музеев поучаствовать в выставках, выделял стипендии молодым фотохудожникам, занимался образовательной и издательской деятельностью. В 2011 году Стайна не стало, но фонд продолжает свою работу. Небольшой фрагмент коллекции однажды уже продавался с молотка — на торгах Sotheby’s «175 шедевров к 175-летию фотографии» в 2014 году, итоги которых в полтора раза превзошли ожидания, став рекордом для аукциона фотографии.

К «Одиссее» кураторы сделали подборку, рассказывающую историю фотографии ab ovo. Ее начало — живописная улица в Оксфорде, снятая в 1843 году Генри Фоксом Тальботом ($50–70 тыс.) Член британского парламента, знаток физики, химии и истории искусств, Тальбот был лишен лишь одного таланта — не умел рисовать. Пришлось изобрести фотографию, чтобы решить проблему. Открытие Тальбота (негатив, с которого можно получить любое количество позитивных отпечатков) в корне отличалось от того, что в те же годы придумал француз Дагер (позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине в единственном экземпляре). И хотя Тальбот не добился признания своего первенства, на самом деле он был ближе к нынешним фототехнологиям.

На другом краю временной шкалы — фото Ширин Нешат из серии «Женщины Аллаха» ($50–70 тыс.), принесшей ей славу в 1990-е, и «Семейное древо» Чжан Хуаня ($150–200 тыс.). Между ними — полтора века экспериментов. Здесь и витрина парижского куафера, снятая Эженом Атже в 1912 году и принадлежавшая дадаисту Тристану Тцара ($120–180 тыс.), и пара уникальных фотограмм Ласло Мохой-Надя ($150–250 тыс.), и «Цветущая магнолия» Имоджен Каннингем, одной из первых женщин с фотокамерой ($180–220 тыс.), и портрет Дюма-отца, сделанный Надаром в той самой студии на бульваре Капуцинок, где критики будут громить импрессионистов ($50–70 тыс.). А еще работы Альфреда Стиглица, Эдварда Стайхена, Анри Картье-Брессона — словом, настоящая энциклопедия или карта одной коллекционерской одиссеи. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+