18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

А и Б сидели на трубе

№51
Материал из газеты

Романтическая хроника воспоминаний художника Бориса Мессерера о своей жене Белле Ахмадулиной погружает в самую сердцевину советского застоя и неофициальную советскую культуру

Конечно, Белла Ахмадулина была главной (и едва ли не единственной) дивой позднесоветской эпохи, фигурой сколь привлекательной, столь и таинственной, неразгаданной. Так уж сов­пало, что главным искусством второй половины ХХ века в СССР стала литература, а если говорить точнее — поэзия, породившая эстрадных шестидесятников. В Италии дивами были оперные певицы, во Франции — театральные и киноактрисы, в Америке — статусные голливудские звезды, тогда как Россия и здесь пошла по особенному пути, вознеся на пик общественного внимания поэтов, искавших социализм с человеческим лицом, за который в первую очередь отвечали Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Тогда как Ахмадулина, самая неформальная из поэтической плеяды, была больше про человеческое лицо, а также про странности частного существования.

Борис Мессерер, художник-оформитель, станковист, театральный и музейный сценограф, 36 лет был не только мужем Ахмадулиной, но и буквально географическим центром шестидесятнического движения. Его легендарная мастерская на Поварской стала постоянным местом обитания главной литературно-творческой тусовки очередного переходного периода. Что, с одной стороны, укрепляло культ Ахмадулиной, а с другой — позволило Мессереру наблюдать и участвовать в многочисленных судьбоносных начинаниях неофициальной советской культуры.

Его мемуары рассказывают не только о поэтах, но и о художниках (об Олеге Цел­кове и Марке Шагале, Сергее Параджанове и Эдуарде Штейнберге, Сергее Бархине, Михаиле Шварц­мане, о Роберте Фальке и Артуре Фонвизине, у которых Борис Мессерер учился в юности), а еще о театральных постановках, например в Большом театре или в ефремовском «Современнике», и оформлении выставок, которые, по просьбе Святослава Рихтера и Ирины Антоновой, он делал в Пушкинском музее.

Понятно, что в такой книге отдельные большие главы обязательно должны быть посвящены Владимиру Высоцкому и Булату Окуджаве, Иосифу Бродскому и Майе Плисецкой, однако самые интересные и живые ее части связаны с театральными постановками Мессерера и его собственными выставками, когда он был не наблюдателем, транслирующим общеизвестное, но самым что ни на есть непосредственным участником творческого процесса.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+