18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Антиквары снова в сборе

25 марта в ЦДХ откроется весенний Российский антикварный салон, в котором примут участие 240 отечественных и зарубежных галерей

Это 42-я по счету ярмарка искусств, которая уже 20 лет проходит в центре Москвы дважды в год. У коллекционеров, профессионалов арт-рынка и всех заинтересованных будет неделя на то, чтобы изучить стенды 240 галерей из России, а также Белоруссии, Германии, Италии, США и Франции. Что касается географии отечественных участников, то, помимо обязательных Москвы и Петербурга, в этом году сюда приедут галеристы из Боровска, Иркутска, Самары, Саратова, Севастополя, Уфы, Челябинска и Ярославля.

Наряду с коммерческой программой обязательной частью Антикварного салона является специальная экспозиция, тема которой каждый раз меняется. В этом году выставка под названием «Тысяча и одна сказка Востока» посвящена традиционному ювелирному искусству и национальному костюму мусульманских стран. Ее подготовила коллекционер, дизайнер и специалист по традиционному мусульманскому костюму Елена Лисовская. В экспозиции представлены изделия XIX –— первой трети XX века из Азербайджана, Афганистана, Болгарии, Ирана, Македонии, Турции, из стран Средней Азии, Магриба и Аравийского полуострова.

Столь широкий охват позволяет показать как искусство собственно мусульманских стран, так и произведения, созданные на территориях, подвергавшихся влиянию ислама. В частности, огромный интерес представляет декоративно-прикладное искусство балканских стран. Этот традиционно христианский регион долгое время был частью Османской империи, поэтому ремесленные традиции балканских народов впитали в себя элементы мусульманского стиля. Например, в экспозиции будут пряжки — изначально характерный элемент турецкого народного костюма, в который христианские ювелиры внесли свои символы и сюжеты: изображения церквей, птиц и двуглавого орла, перекочевавшего сюда с российского герба после того, как Российская империя поддержала балканские народы в борьбе за независимость.

Среди уникальных экспонатов выставки — комплекс женских свадебных украшений из Хорезма, веретено туркменского племени йомуд, которое дарила свекровь своей невестке, собрание девичьих украшений на шапочку — губпа, принадлежащих шести туркменским племенам, бакинский женский пояс из бархата с позументом и серебряной, украшенной чернением пряжкой, а также прекрасно выполненное платье с вышивкой-плетением из Йемена. Впервые будет показано публике собрание ювелирных украшений из стран Магриба.

В основной части ярмарки многие галереи подготовили тематические экспозиции, которые поражают разнообразием материала: русская и западноевропейская живопись, советская графика, фарфор, бронза, мебель, ювелирные украшения, азиатское искусство и многое-многое другое. Почти на каждом стенде центральной зоны представлены произведения искусства, которые объединены общей темой или принадлежат к одному стилю, будь то ампир, модерн или ар-деко.

Постоянный участник салона Марина Молчанова и ее галерея «Элизиум» представляют мини-выставку «Город и горожане»: городские виды и жанровые сцены Сергея Герасимова, Константина Зефирова, Юрия Пименова и других. Важной частью экспозиции станут скульптуры таких художников, как Сарра Лебедева, Георгий Нерода и Вадим Сидур, раскрывающие характеры и типы горожан.

Еще один старожил салона, Михаил Суслов на своем стенде «Петербургский антиквар» также делает ставку на скульптуру. В экспозиции «От модерна до модернизма» можно будет увидеть работы знаменитых скульпторов Огюста Родена и Александра Архипенко на фоне произведений русской живописи. Среди последних стоит обратить внимание на пейзаж Игоря Грабаря «Дорожка в усадьбе» 1904 года.

Семья дилеров и коллекционеров Кардашиди традиционно показывает на Антикварном салоне художников русского зарубежья, а вот директор галереи «Веллум» Любовь Агафонова в этот раз представляет корифеев неофициального искусства СССР: Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского, Бориса Свешникова, Юло Соостера, Эдуарда Штейнберга. Западную живопись XVII века, как всегда, можно будет найти на стенде Old Masters Gallery, императорский фарфор — у Елены Зениной, а в поисках русской мебели стоит прямиком направиться к стендам московского антикварного салона «На Патриарших» (ампир), галереи «Русская усадьба» и к антиквару из Петербурга Антону Лелянову (классицизм и неоготика). За азиатское искусство отвечают бессменные галереи «Евразия» (китайский фарфор) и «Искусство Востока» (японские художественные изделия эпохи Мэйдзи).

Два относительно новых участника подготовили заслуживающие внимания экспозиции: на стенде «Французского дома» — топовые произведения мирискусников, а галерея с говорящим названием «Историческая справедливость» показывает творческое наследие нового на рынке скульптора-монументалиста рубежа XIX–XX веков Леопольда Бернштама.

Уже в первые выходные после открытия 42-го Российского антикварного салона будет опубликован топ-лист произведений по версии его экспертного совета, который изучает представленные на стендах вещи и выбирает лучшее. Предварительно среди наиболее значимых экспонатов ярмарки стоит отметить такие работы, как «Скалистый пейзаж с гадающей цыганкой и путником» голландского мастера XVII века Давида Тенирса Младшего, «Закат. Избы на холмистом берегу реки» Алексея Саврасова, «Пейзаж с храмом» Константина Коровина, детские портреты Зинаиды Серебряковой, «Дубовая роща. Абрамцево» Петра Кончаловского.

В рамках Антикварного салона состоится несколько дискуссий, посвященных состоянию арт-рынка и коллекционированию, а также будет представлена интерактивная фотовыставка «Антиквариат в современном интерьере». Как сообщается в пресс-релизе, «цель этого проекта — продемонстрировать мастерство отечественных дизайнеров, декораторов и архитекторов на примере реализованных проектов». Что касается специальной программы, то уже 23 марта, накануне превью Антикварного салона, в пресс-центре «Россия сегодня» состоится пресс-конференция «Закон о движимых культурных ценностях. Общественная инициатива»; 25 марта в Центральном доме художника в рамках пресс-конференции в честь открытия салона пройдет круглый стол на тему «Лондон — Нью-Йорк — Гонконг — Маастрихт — Парма…», а 30 марта — II съезд Форума коллекционеров России.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+